Сегодня уникальных пользователей: 0
за все время :
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Новости
В.А.Кудряшова, Г.П.Кузнецова. ГЕНДЕР КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

22.02.2021.

УДК 81’33:159/938.363.2
В.А.Кудряшова, Г.П.Кузнецова
ГЕНДЕР КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Проблемы изучения социокультурных аспектов гендера привлекают внимание учёных всего мира. Авторы статьи представляют два основных подхода к пониманию и решению гендерных проблем в современном языкознании, основанных на данных семиотики, семантики, менталингвистики, социолингвистики.
Ключевые слова: гендер, социолингвистика, менталингвистика, семиотика, семантика.

Проблемы социокультурных аспектов гендера привлекают внимание многочисленных научных школ мира. Преобладающим направлением исследований последних десятилетий является их обращенность к изучению человека. Новым направлением гуманитарной, в том числе и лингвистической науки, являются гендерные исследования, находящиеся сейчас в процессе становления и развития. В центре внимания современных гендерных исследований – культурные и социальные факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, поведение людей в связи с принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о мужских и женских качествах. Все это переводит проблематику пола из области биологии в сферу социальной жизни и культуры.
Понятие гендера вошло в современную лингвистическую науку во второй половине прошлого столетия. В отечественной лингвистике первые регулярные исследования стали проводиться в конце 80-х – начале 90-х годов. В настоящее время этот процесс происходит столь стремительно, что с уверенностью можно заявить о появлении еще одной отрасли отечественного языкознания – лингвистической гендерологии (или гендерной лингвистики) [2].
Само понятие «гендер» в русский язык вошло не так давно. В гуманитарных науках термин «гендер» используется «для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека» [9].
В последнее время появился ряд работ, где делается попытка системного осмысления и описания языка в связи с феноменом пола, создается теоретическая модель гендера и производится систематизация методологических подходов к исследованию проблемы гендера в языкознании. Вопросы, связанные с разработкой методики лингвистического исследования гендера, созданием инструментария гендерных исследований, сейчас ставятся во главу угла [2].
Следует отметить, что гендерные исследования характеризуются ярко выраженным междисциплинарным характером. Гендер понимается как социальный пол, он не тождествен биологическому полу, а является социальным конструктом, предусматривающим создаваемые обществом различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским.
Гендер – это большой комплекс социальных и психологических процессов, а также культурных установок, порожденных обществом и воздействующих на поведение национальной языковой личности [7]. В понятии гендера переплетаются сложные культурные, психологические и социальные аспекты, поэтому он представляет интерес не только для философов, социологов, экономистов, но и для лингвистов.
Как полагает А.В.Кирилина, в науке до сегодняшнего дня нет единого взгляда на природу гендера [3]. Этот феномен относят, с одной стороны, к мыслительным конструктам, или моделям, разработанным с целью более четкого научного описания проблем пола и разграничения его биологических и социокультурных функций. С другой стороны, гендер рассматривается как конструкт социальный, создаваемый обществом, в том числе и посредством языка.
В каждой культуре четко дифференцируется поведение человека в зависимости от пола, ему предписываются определенные социальные роли, манеры поведения, чувства и т.д. В этом смысле быть мужчиной или женщиной – это значит следовать определенным социальным экспектациям, предъявляемым обществом к человеку на основании «правил пола» [6]. По словам Е.И.Трофимовой, акцент на роли полов в развитии человечества, их символическом и семиотическом выражении в философии, истории, языке, литературе, искусстве обнажает новые аспекты развития социума, позволяет глубже проникать в суть происходящих процессов [8].
На протяжении длительного времени в лингвистике не проводилось исследований в области взаимоотношений языка и гендера. По мнению О.А.Колосовой, современное состояние гендерных исследований на Западе, характеризуется тремя основными подходами. «Первый подход сводится к трактовке исключительно социальной природы языка женщин и мужчин и нацелен на выявление тех языковых различий, которые можно объяснить особенностями перераспределения социальной власти в обществе. При этом мужской или женский язык определяется как некая функциональная производная от основного языка, используемая в тех случаях, когда партнеры по речи находятся на разных ступенях социальной иерархии.
Второй – социопсихолингвистический подход – научно редуцирует «женский» и «мужской» язык до особенностей языкового поведения полов. В такого рода исследованиях статистические показатели или определение средних параметров имеют основополагающую значимость и составляют каркас для построения психолингвистических теорий мужского и женского типов речевого поведения.
Представители третьего направления, в целом, делают упор на когнитивном аспекте различий в языковом поведении полов. Для этих учёных оказывается более значимым не только определение частотности различий и оперирование ее показателями, но и создание целостных лингвистических моделей когнитивных оснований языковых категорий» [5].
Все три вышеуказанных подхода являются взаимодополняющими и только в совокупности способны объяснить различия в языковом поведении мужчин и женщин. По мнению А.В.Кирилиной, все эти направления и подходы к исследованию проблемы имеют много общего, так как объект и проблематика таких исследований, в общем, совпадают.
Во-первых, объектом исследования становится взаимоотношение языка и пола. Основной целью таких исследований является описание и объяснение того, как проявляется пол в языке, какие оценки свойственны в языке мужчине и женщине и в каких семантических областях эти оценки наиболее распространены.
Во-вторых, целью гендерных исследований в языке является изучение речевого поведения полов, выделение и описание особенностей мужского и женского речевого рисунка.
В-третьих, следует особо подчеркнуть, что гендерные исследования в языкознании обычно носят междисциплинарный и сопоставительный характер.
В четвертых, практически любая область лингвистики может быть рассмотрена с гендерных позиций.
В пятых, гендерная проблематика в языкознании носит ярко выраженный прикладной характер, и именно в рамках данной исследовательской программы было осуществлено наибольшее количество успешных попыток в рамках языкового планирования и реформирования языка [3].
В современной отечественной лингвистике рассмотрение гендерной проблематики скорее сводится ко второму из вышеперечисленных направлений, а именно изучению речевого поведения полов, однако также проводятся исследования в области взаимоотношения языка и пола, изучения лексики, синтаксиса, категории рода с целью выявления гендерных асимметрий и степени андроцентричности. Увеличивается и количество работ, посвященных изучению кросскультурных гендерных различий [4].
Одной из самых современных тенденций развития отечественной лингвистической гендерологии является появление большого количества работ, методологически основанных на теории постмодернизма. Языковеды, придерживающиеся концепции постмодернизма в лингвистической гендерологии, настаивают «на применении дерридианского деконструктивизма, который позволяет вскрыть отношения господства и подчинения, «фаллогоцентризм» языка и общественного сознания» [1].
1. Добровольский Д.О., Кирилина А.В. Феминистская идеология в гендерных исследованиях и критерии научности// Гендер как интрига познания. – М., 2000. – С.19.
2. Горошко Е. Гендерная проблематика в языкознании. Введение в гендерные исследования. Ч.I: Учебное пособие. – Харьков; СПб., 2001. – С.509.
3. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. – М., 1999.
4. Кирилина А.В. Развитие гендерных исследований в лингвистике // Филологические науки. – 1999. – №2 – С.234.
5. Колосова О.А. Когнитивные основания языковых категорий (на материале современного английского языка): Дис. … докт. филол. наук. – Москва, 1996. – С.120-145.
6. Курилович Н. Языковая репрезентация гендера// Иной взгляд: Международный альманах гендерных исследований / Под ред. И.Чикаловой. – № 3. – http://envila.by.iatp.org.ua/g_centre/journal.html.
7. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001.
8. Трофимова Е.И.Терминологические вопросы гендерных исследований в филологических науках// Тезисы докладов Второй международной конференции «Гендер: язык, культура, коммуникация». МГЛУ, Москва, 2001.-С.15.
9. Янчук Е.И. Гендер //Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. – Минск, 1998. – С.155-157.
В.А.Кудряшова, Г.П.Кузнєцова
ГЕНДЕР ЯК СОЦІОКУЛЬТУРНИЙ ФЕНОМЕН
Проблеми вивчення соціокультурних аспектів гендера привертають увагу вчених усього світу. Автори статті представляють два основні підходи до розуміння та вирішення гендерних проблем у сучасному мовознавстві на ґрунті досліджень семіотики, семантики, менталінгвістики, соціолінгвістики.
Ключові слова: гендер, соціолінгвістика, менталінгвістика, семіотика, семантика.
V.A.Kudryashova, G.P.Kuznetsova
GENDER AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON
The problems of socio-cultural aspects of gender attrect attention of numerous scholars all over the world due to the fact that “gender” is not percepted unanimously and viewed upon as the phenomenоn symbolically, semantically and mentally dependent on the society. The authors present their understanding of the gender at large and reveal the phenomenon’s significance for modern linguistics.
Key words: gender, sociolinguistics, mentalinguistics, semiology, semantics.

Опубликовано: Мова : науково-теоретичний часопис з мовознавства / Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова. Одесса : Астропринт, 2004. № 9. С. 107–109.


Добавить комментарий


четыре − = 0