Сегодня уникальных пользователей: 183
за все время : 3191266
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
Винниченко С. Д. ЦЕЛИ НАТУРНОГО УРОКА

24.06.18.
Опубликовано: МЕТОДОЛОГІЯ ТА ПРАКТИКА ЛІНГВІСТИЧНОЇ ПІДГОТОВКИ ІНОЗЕМНИХ СТУДЕНТІВ: Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції. – ВИПУСК 12. – Харків 2018. – С. 25-30.

Одной из основных задач обучения РКИ является овладение языком, посредством которого инофоны знакомятся с инокультурной средой устного общения, ориентируются в ней и получают необходимую информацию. Студент, изучающий иностранный язык, овладевает не только языком, но и знакомится с культурой страны изучаемого языка, что включает такие элементы, как памятники архитектуры, музеи, достопримечательности, особенности невербального поведения людей, рекламы, моды,. Возможность ведения диалога и способность личности к интеграции в другие культурные модели определяется как «поликультурность». Ключевой предпосылкой для эффективного поликультурного взаимодействия является языковая активность личности, которая реализуется в такой форме занятий, как натурный урок.
Целью натурного урока является достижение культурного ассоциирования (единения) обучаемых с принимающей инокультурой, что может быть достигнуто при условии выхода, во-первых, за пределы культурного быта в сферу культурного события и, во-вторых, за пределы знания факта культуры как такового в область личной интерпретации этого факта как культурного события. Под культурными событиями необходимо понимать ценности духовной культуры народа, включающие принципиально новые для обучаемой личности имена и факты культуры, а также исторические события, сыгравшие судьбоносную роль в данной культуре.
Натурный урок является одним из приемов обучения русскому языку как иностранному. Методисты рассматривают его как практическое занятие, организованное с использованием атрибутов языковой среды, таких, как естественные достоверные видео- и аудиоряды, речевой ситуативный ряд, насыщенный ряд фоновых знаний, обучающая стихия языка и другие [3: 121]. Часто на практике мы встречаемся с подменой или заменой натурного урока экскурсией, совместным осмотром преподавателем и студентами достопримечательностей, походом в театр, на концерт, в музей. Безусловно, указанные мероприятия полезны для развития и коммуникативной, и социокультурной компетенций студентов, все же данный факт актуализирует вопрос об определении понятия «натурный урок» и выделении его специфических характеристик. По мнению специалистов, следует отделить натурный урок от различных форм организации внеаудиторного времени, акцентируя внимание на слове «урок». Натурный урок имеет значительные отличия и от классического аудиторного занятия, проводимого также в языковой среде преподавателем-носителем языка с использованием аутентичных материалов. Если занятие имеет только страноведческую направленность, то оно относится к учебным экскурсиям. Если занятие преследует практические цели и направлено на развитие речи студентов, то это – натурный урок.
Натурный урок связан с обучающей деятельностью педагога и является одним из типов практического занятия по РКИ. С точки зрения целеполагания натурный урок имеет образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи (формирование и развитие языковых/ речевых умений и навыков), согласованные с программой курса и календарно-тематическим планом. Экскурсии, посещение выставок, театров и т.д. без четко сформулированной педагогической задачи не могут быть названы натурными уроками. Натурный урок сохраняет структуру комплексного практического занятия и включает типичные составляющие: организационный момент, задающий установку на приобретение определенного типа знаний, развитие умений и навыков, объяснение и закрепление нового материала с помощью упражнений, контроль. В то время как экскурсии, выставки, занятия в кружках проходят в свободной форме, натурный урок по сравнению с аудиторными занятиями наименее трафаретен и оживляет учебный процесс.
Сама идея проведения урока за пределами аудитории – нарушение стереотипа когнитивной деятельности, сложившегося у студента, что позволяет повысить интерес к обучению. Одной из основных целей натурного урока является расширение ряда фоновых знаний студентов. Без овладения социокультурной компетенцией нельзя говорить об овладении языком. Преподаватель должен отобрать те фрагменты действительности, в которых в наибольшей степени сконцентрированы фоновые знания. Наиболее эффективным является проведение натурных уроков в музеях разной тематики, а также на исторически значимых улицах и районах города. Натурный урок является эффективным способом расширения социокультурной компетенции и формой лингвокультурной адаптации, так как усвоение значительной информации проходит через усвоение социокультурных стереотипов общения в разных ситуациях, расширение актуального тезауруса речевых стереотипов. Для натурных уроков также целесообразно выбирать места, так или иначе связанные с будущей профессиональной деятельностью. Например, для студен- тов‐медиков будет интересно посетить музей-аптеку, музей природы, анатомический музей.
Об этих важных для методики преподавания РКИ функциях натурного урока писали представители разных методических школ, например, И.А. Орехова (Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина), Н.В. Поморцева (РУДН), Г.Г. Гончар (БГУ) и другие.
Ещё одной специфической чертой натурного урока является наличие ряда упражнений, использующих атрибуты языковой среды. И.А. Орехова выделила несколько типов таких упражнений, которые помогают управлять стихией языка. Среди них – рецептивные упражнения, формирующие умения воспринимать неадаптированную речь носителей языка и извлекать информацию из неадаптированных текстов различного объема и содержания; программированные упражнения, предполагающие заполнение необходимой информации, полученной в реальной языковой среде; собственно речевые упражнения, предназначенные для отработки коммуникативных навыков, которые можно получить только при самостоятельном осуществлении коммуникации в языковой среде. В натурном уроке все типы таких упражнений успешно интегрируются в рамках одного занятия. Рассмотрим натурный урок в интернациональной группе, с уровнем владения языком А2+, проводимый в историческом центре города и ориентированный на уровень А2+. В данном уроке аутентичными материалами для рецептивных упражнений будут устные объявления в транспорте, урбанистический ономастический ландшафт, адекватный для данного уровня. Преподаватель обращает внимание студента на тот или иной текст и проверяет понимание через вопросы практического характера (например, «Где находится …? Как пройти…? Куда нужно идти, чтобы попасть в/ на …? Что находится в/ на …? Какие улицы/ дома/ здания находятся …?»). Программируемыми упражнениями могут выступить задания типа: «Впишите названия улиц, станций, достопримечательностей в карту», «Выпишите из карты…», «Восстановите маршрут (соедините точки в последовательности маршрута)», «Сделайте подписи к открыткам», «Восстановите информацию о памятнике/ объекте на основании рассказа преподавателя или одногруппника».
Речевые упражнения представляют собой упражнения, которые можно схематично описать так: «Опишите то, что вы видите» («Опишите дом/ памятник, площадь …»), «Сравните объект с достопримечательностями вашего города/ вашей страны. Расскажите о нем». Последний тип упражнений включает механизм компарации и помогает реализовать диалог культур на уроке. Уровень сложности упражнений и задач зависит от уровня владения языком и конкретных задач урока. Натурный урок ориентирован на обучение практически всем видам речевой деятельности при доминировании говорения, аудирования и чтения и представляет собой комплексное явление.
Во время натурного урока иностранные студенты попадают в естественную речевую среду. Помимо привычной речи преподавателя, они вынуждены слушать и понимать речь нового человека, например, экскурсовода. Целью данного занятия является формирование умения ориентироваться и реализовывать свои коммуникативные намерения в новой ситуации общения (например, в музее). Для достижения цели необходимо внимательно слушать экскурсовода, задавать вопросы, высказывать своё мнение.
На натурном уроке у студентов задействованы различные виды памяти (вербальная, образная, двигательная и эмоциональная). Это способствует переходу изученного материала в долговременную память, тем самым делая натурный урок эффективным.
Таким образом, натурный урок имеет цель развить определенные речевые умения и навыки, а также организовать эффективное усвоение ряда фоновых знаний через применение специфических упражнений, использующих атрибуты языковой среды. Натурный урок является одним из эффективных средств управления лингводидактической средой, которое занимает важное место в формировании вторичной языковой личности инофона. Введение в содержание обучения большого пласта краеведческого материала, обмен на этой основе знаниями, ценностями, нормами, социальными образцами, значениями символов между представителями различных культур позволяет иностранцам освоиться в инокультуре, правильно понимать, адекватно разгадывать вербальные и невербальные знаки и символы, то есть осуществлять эффективную межкультурную коммуникацию.
Литература
1. Самойлова И.Ю. Технологии развития критического мышления: натурный урок / И.Ю. Самойлова// Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития: материалы VII Междунар. Науч.-метод. конф., Минск, 19 – 20 мая, 2016. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2016. – С. 120 – 121.