Сегодня уникальных пользователей: 360
за все время : 2828479
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

04.05.17.
Статья опубликована в сборнике «Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания: Сборник научных трудов под общ. ред. Л.А.Кудрявцевой». – К., 2014. Выпуск 8. С. 263 – 267.

УДК 372.881.1:044(045)
Т. Н. Путий, канд. пед. наук, доц.
Запорожский областной институт последипломного педагогического образования, Запорожье

В статье представлены основные характеристики использования веб-квест технологии для развития познавательной активности школьников при обучении русскому языку. Также приведены примеры практического использования веб-квест технологии.
Ключевые слова: веб-квест технология, обучение русскому языку, познавательная активность.

Государственный стандарт базового и полного среднего образования Украины особое внимание уделяется практической и творческой составляющим учебной деятельности. В государственных требованиях к уровню общеобразовательной подготовки учащихся возрастает роль умения добывать информацию из разных источников, усваивать, пополнять и оценивать ее, применять способы познавательной и творческой деятельности [2]. Для преодоления несоответствия между традиционными методами и формами обучения русскому языку в школе и требованиями государственного образовательного стандарта нового поколения необходимо вовлечение учащихся в сам процесс поиска и обработки информации, в течение которого происходит накопление, организация и структурирование знаний.

Перспективность использования учителем-словесником в условиях дефицита нормативно отпущенного учебного времени помимо традиционных вербальных, малоинформативных субъект-объектных технологий обучения новых, позволяющих дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивая обучаемого необходимым учебным инструментарием, информацией и коммуникациями, стимулируя его высокую личностную активность, определяет актуальность настоящей статьи, цель которой – обозначить дидактические возможности использования веб-квеста для развития познавательной активности учащихся при обучении русскому языку.

По определению Я. С. Быховского, «образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе» [Быховский 2013].

Впервые термин «веб-квест» (WebQuest) был предложен профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем в 1995 году при разработке инновационных приложений Интернета для интеграции в учебный процесс. Автор выделяет три принципа классификации веб-квестов: по длительности выполнения (краткосрочные и долгосрочные), по предметному содержанию (монопроекты и межпредметные веб-квесты), по типу заданий, выполняемых учащимися (пересказ, компиляционные, загадки, журналистские, конструкторские, творческие, решение спорных проблем, убеждающие, самопознание, аналитические, оценочные, научные) [Dodge 1999].
Обязательными составляющими веб-квеста являются вводная часть (презентация проблемы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста); увлекательное и выполнимое задание; дидактически квалифицированный отбор информационных ресурсов, рекомендованных учителем (средства, которые можно использовать при выполнении заданий, включая информационные ресурсы Интернет); алгоритм выполнения задания, четко структурированный маршрут поиска решения; финал квеста, презентующий результат поисковой работы учащихся и итоги работы по заявленной теме. Критерии оценивания зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте, и представляются в виде бланка (таблицы) оценки.

В процессе работы над веб-квестом преподаватель перестаёт быть основным источником знаний для учащихся. Он формулирует задания, подыскивает источники и ссылки в Интернете, выполняет консультативную роль, создаёт учебную обстановку.
Внедрение веб-квест технологии в обучение русскому языку в школе позволяет создать на его базе целостный дидактический конструкт, включающий уникальную форму обучения, содержание, методы обучения и контроля, и дающий возможность дистанционно управлять самостоятельной учебной деятельностью школьников в подготовленной и дидактически структурированной Интернет-среде, что обеспечивает необходимый процесс погружения учащихся в информационную среду с одновременным освоением методов поисково-конструктивной работы в ней в сочетании с проблемными, поисковыми, игровыми, интерактивными, командными методами обучения.

В 2013 году кафедрой информатики и информационных технологий в образовании Запорожского института последипломного педагогического образования были разработаны учебные программы очного и дистанционного тренинга «Внедрение квест-технологии в учебный процесс». Цель тренинга: формирование информационной культуры педагогов, их готовности к применению в образовательном процессе квестов для активизации познавательной, поисковой, исследовательской деятельности школьников, знакомство с сервисами Веб 2.0 [Сокол 2014, 132].
По итогам обучения на тренинге творческой группой учителей русского языка и литературы Запорожской области апробирован ряд веб-квест проектов, позволяющих выделить ряд преимуществ и проблем, связанных с их применением в обучении предмету. В качестве примера приведём Межрегиональный веб-квест «К сокровищам родного слова», состоявшийся в феврале-марте 2014 года, целью которого были мотивация изучения русского языка; развитие познавательной активности школьников; популяризация новой обучающей технологии; выявление и поддержке талантливых учащихся. Информация о квесте размещалась на портале ЗапоВики: http://zw.ciit.zp.ua [3].
Квест был адресован учащимся 7–11 классов. Для участия в нем зарегистрировались более 500 участников из Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Киевской, Хмельницкой, Черкасской, Черновицкой областей, городов Киев и Севастополь. До финиша дошли 150 учащихся.

Структура веб-квеста «К сокровищам родного слова» предполагала поиск ответов и выполнение работ в соответствии с последовательно предлагаемыми заданиями. За выполнение каждого из заданий игрокам начислялось обусловленное количество баллов. Победителями веб-квеста стали участники, набравшие наибольшее суммарное количество баллов.
Оценивание различных продуктов и видов деятельности участников квеста осуществлялось на основе таблицы продвижения, что позволило организаторам оценивать работу учащихся в ходе веб-квеста, а учащимся осуществлять контроль за своей деятельностью. На основе этой таблицы учащимся начислялись баллы, составлялся рейтинг участников.

Сценарий веб-квеста предлагал школьникам поиск похищенного тайными агентами бесценного фолианта, хранящего в себе мудрость веков и опыт не одного поколения. За каждый правильный ответ на вопрос квеста, участник получал фрагмент обложки искомой книги.
Отвечая на вопросы, учащиеся искали в Интернете источники информации о В. И. Дале, главном труде его жизни, о памятнике русскому слову в г. Белгороде, знакомились с историей отдельных слов, выполняли их морфемный анализ, подбирали русские пословицы и поговорки на заданную тему или находили их в звучащем тексте и давали свое толкование, работали с синонимами, омонимами, омографами, омофонами, омоформами, определяли изобразительные языковые средства. В процессе учебно-поисковой работы школьники узнали о вкладе в развитие русского языка выдающихся лингвистов: С. И. Ожегова, В. В. Виноградова, А. Х. Востокова, М. В. Ломоносова.
Проект предполагал и межпредметные связи с курсом литературы. Ряд вопросов включал поиск информации о жизни, творчестве, литературном наследии А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского. Отвечая на один из вопросов, ребята должны были привести примеры произведений, в названиях которых встречается слово «перчатка». В ответы вошло 19 художественных произведений.

Участниками были созданы плейкасты, облака слов, демотиваторы на тему «Язык мой – враг мой», виртуальные газеты к 200-летнему юбилею М. Ю. Лермонтова, интерактивные плакаты «Созвездие имен», посвященные выдающимся русским лингвистам.
Собрав фрагменты обложки искомого фолианта, учащиеся получили труд М. В. Ломоносова, в котором автором были сформулированы главнейшие аспекты изучения грамматического строя русского языка – «Российскую грамматику».
Устойчивый интерес и продукты деятельности квестеров позволяют утверждать, что предложенная учебная технология вызывает познавательную активность учащихся, мотивирует их самостоятельную работу по предмету и позволяет учителю дистанционно осуществлять руководство ею.

Вместе с тем, анализ работ учащихся дает возможность выявить и те пробелы в их знаниях и умениях, которые требуют учительского внимания. Так, например, веб-квест «К сокровищам родного слова» показал неумение отдельными участниками выделять главное, работать со словарной статьей, с интернет-источниками. Многие школьники не знакомы со справочно-информационными порталами Грамота.ру, «Культура письменной речи» и др., содержащими научную, словарно-справочную информацию.
В 2012–2014 году учителями русского языка и литературы были проведены веб-квесты для различных категорий участников: «В поисках истины, или загадки для знатоков» для членов областной творческой группы учителей русского языка и литературы; «К сокровищам серебряного века» для слушателей курсов повышения квалификации учителей-словесников; «Орфографиада» для учащихся седьмых классов и Межрегиональный веб-квест «К сокровищам родного слова».

Апробация позволяет констатировать, что технология веб-квеста полностью удовлетворяет основным требованиям Государственного стандарта базового и полного среднего образования Украины, дает возможность формировать и оценивать предметные знания и умения, направлена на формирование таких метапредметных результатов, как умение работать в группе и сотрудничать со сверстниками и учителем, осуществлять поиск и отбор необходимой информации в сети Internet, анализировать и структурировать информацию, полученную из сети, представлять её в сжатом виде в текстовом или графическом виде с использованием информационно-коммуникационных технологий.
При этом выявлен ряд проблем, затрудняющих активное использование веб-квест технологии. Среди них – ограниченное время урока и недостаточное техническое обеспечение учебного процесса в школе. В сложившейся ситуации наиболее эффективным является применение веб-квест технологии во внеурочной деятельности по предмету. Кроме того, тематика веб-квеста должна быть органически связана с программным учебным материалом, дополняя его и расширяя возможности учебного процесса, как для учителя, так и для ученика.
Ещё одной проблемой, обозначенной в ходе апробации, является несовершенство системы оценивания работы учащихся, т. к., как правило, в ходе веб-квеста оценивается лишь конечный продукт квестеров, что, безусловно, ограничивает возможности технологии.

Таким образом, веб-квест выступает как эффективное дидактическое средство развития познавательной активности учащихся в процессе обучения русскому языку, поскольку повышает мотивацию обучения за счет предоставления свободы творчества школьников, существенно насыщает содержание обучения предмету за счет использования возможностей Интернет-ресурсов в соответствии с ведущими дидактическим принципами наглядности, доступности, научности, связи с жизнью, учета индивидуально-возрастных особенностей, актуальности и новизны информации. Кроме того, использование веб-квест технологий в учебном процессе способствует полноценному развитию информационной культуры обучаемых.
Эффективная организация учебного процесса с использованием веб-квест технологии требует овладения участниками процесса новыми компетенциями и их активного использования в совокупности с современными формами и методами обучения, а также дальнейшей разработки научно-методического сопровождения инновации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Быховский Я. С. // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» – Режим доступа: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html – 03.06.2013.
2. Державний стандарт базової і повної середньої освіти [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1392-2011-%D0%BF.
3. Межрегиональный квест «К сокровищам родного слова» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zw.ciit.zp.ua/index.php/Всеукраїнський_квест_«К сокровищам родного слова».
4. Сокол И. Н. Подготовка учителей к внедрению квест-технологии / Дидактика XXI века: инновационные аспекты использования ИКТ в образовании: материалы международной научно-практической заочной конференции 19 мая 2014 года / [редкол.: О. Ф. Брыксина (отв. ред.), Е. Н. Тараканова, М. А. Воронина]. – Ч. 1. – Самара : ПГСГА, 2014. – С. 131–134.
5. Dodge B. Creating WebQuests. 1999. – http://webquest.org/.

Т. М. Путій, канд. пед. наук, доц.
Запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти, Запоріжжя
Веб-квест технологія як засіб розвитку пізнавальної активності учнів при навчанні російської мови
У статті представлено основні характеристики використання веб-квест технології для розвитку пізнавальної активності школярів при навчанні російської мови. Наведені приклади практичного використання веб-квест технології.
Ключові слова: веб-квест технологія, навчання російської мови, пізнавальна активність.

T. Putiy, candidate of pedagogical sciences, docent
Zaporozhe Regional Institut of Postgraduate Pedagogical Education, Zaporozhe
Web quest approach as means of developing cognitive activity of students while teaching Russian
The work presents the main characteristic features of using the web quest approach for developing the cognitive activity of students while teaching the Russian language. It also provides some practical scenarios of using the web quest approach.
Keywords: web quest approach, teaching Russian, cognitive activity.