Сегодня уникальных пользователей: 1
за все время : 1
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
В помощь учителю: Паронимы. Словарь паронимов

23.01.15
Опытом делится Светлана Вячеславовна Тимченко,учитель-методист гимназии № 3, г. Днепропетровск. Тема урока “Паронимы. Словарь паронимов”.

Цель:
 усвоение лексического понятия «паронимы»;
 первоначальное формирование умений сопоставлять современное, историческое и контекстное значение слова, определять случаи межъязыковой паронимии;
 отработка навыка работы со словарями;
 обогащение лексического запаса учащихся, расширение их лингвистического кругозора, формирование самоконтроля и повышения культуры речи;
 пробуждение познавательного интереса учеников, желания проверить свою лингвистическую зоркость и языковое чутье; подготовка к олимпиадам и конкурсам;
 формирование медиа компетенции;
 развитие логического мышления, внимания, поисково-исследовательских навыков, творческих способностей.
Тема урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: компьютер, медиа – проектор, презентация, раздаточный материал с текстами заданий «Русского медвежонка»

Ход урока.
І. Организационный момент.
1. Слово учителя.
Добрый день ребята!
Наш сегодняшний урок обязательно должен начаться с улыбки. Вы знаете, что самая знаменитая монахиня мира мать Тереза говорила, что мир начинается с улыбки, то и уроки, где мы познаем мир, должны начинаться с улыбки. Пусть от наших улыбок станет день светлей, пусть на нашем уроке родится улыбка познания, радостная и задумчивая. Как вы думаете, еще почему наш урок начали с улыбки? (ответы учеников).
ІІ. Представление домашнего задания: упражнение 164, с.172
1. Слово учителя (анализ сочинений)
Все вы, ребята, написали небольшое сочинение на тему «Улыбка в жизни человека». (Звучит первый куплет песни «Улыбка» (слова М. Пляцковского) из мультфильма «Крошка Енот»).
В своих работах вы писали о звездных улыбках великих, знаменитых людей. Об улыбке первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина, матери Терезы, улыбке самого дорогого для вас человека – мамы, об улыбках ваших друзей. Послушаем одно из них.
К сожалению, рамки урока тесны, но мы постараемся оформить их виде книжки, чтобы все с ними могли познакомиться. Конечно, хотелось, чтобы больше ребят написали о том, как мир, окружающие вас люди преображались от ваших улыбок
Подари улыбку миру,
И пусть мир улыбнется в ответ.
Взгрустнулось мне. Не было сочинений, посвященных учительской улыбке. Наверное нам, учителям, необходимо учиться чаще улыбаться. Но я улыбнулась, когда я вспомнила строчки из стихотворения Милы Иванченко, вашей одноклассницы.
Странные учителя, не могу понять их я.
Говорят: зачем смартфон, и планшет, и телефон?
Доставай скорей тетрадь,
Начинай писать, читать,
Но ведь я не обижаюсь,
Лишь немножко огорчаюсь.
Решила. Проведу урок без письма на радость ученикам. А без чтения и говорения – невозможно.
Для этого мы отправимся в деревню Простоквашино, где появились лексические незнакомцы. Эта группа слов по значению (в отличие от синонимов, омонимов, антонимов) чаще всего даже не удостаивается отдельного урока, отдельной темы в школьных учебниках, кроме учебника Людмилы Владимировны Давидюк. Давайте познакомимся с этими словами. Подумаем, зачем эта группа слов необходима в языке, в речи, тексте. И, возможно, найдем более веселые, положительные определения для них.
ІІІ. Работа с учебником (с.173)
1. Наблюдаем, анализируем, делаем выводы.
2. Ответы на вопросы учебника и учителя.
 Какие слова перепутал почтальон Печкин? Как вы думаете, почему?
 Найдите в тесте, как Катя определяет лексическое значение слова Интернет?
 Знаете ли вы определение лексического значения слова интернат? Подберите к нему синонимы.
3. Знакомство с материалами словаря иностранных слов.
4. Формирование выводов (продолжение беседы с учащимися).
 Меняется ли лексическое значение слов при изменении в нем всего лишь одной буквы?
 Чем эти слова отличаются от омонимов? (Омонимы пишутся и произносятся одинаково, а слова Интернет – интернат только созвучные)
5. Чтение теоретического материала по учебнику. (с.174)
ІУ. Формирование умений и навыков.
1. Представление ученической мини-презентации «невежа-невежда»
2. Просмотр фрагмента телепередачи «Говорим без ошибок» с последующими ответами на предварительно поставленные вопросы.
3. Представление ученической мини-презентации «Абонент-абонемент»
4. Работа по различению глаголов «одеть – надеть» с использованием фрагмента мультфильма по стихотворению С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный»
5. Выполнение упражнения № 165 (с.174-175)
 Всегда ли этот совет поэтессы может помочь?
6. Выполнение (по вариантам) заданий «Русского медвежонка» для 8-9 классов
7. Демонстрация случаев межъязыковой паронимии
У. Итог урока
• Для чего нужно изучать паронимы?
• Какие шутливые, добрые, необидные определения вы дали бы паронимам?
УІ. Рефлексия
 Сегодня я узнал…
 Было интересно…
 Было трудно…
 Я понял, что…
 Я научился…
 Меня удивило…
 Мне захотелось…
 Родилась ли улыбка познания?
2. Эмоционально-музыкальная концовка

Открытка и слайды.

1. Борисенко Н.А. Какой словарь помогает избежать ошибок?// Вестник Олимпиады «Светозар» – М., 2003. – №7
2. Борисенко Н.А. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова// Вестник Олимпиады «Светозар» – М., 2003. – №8
3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М.: Рус.яз., 1984. – 352.
4. Давидюк Л.В. Русский язык (5-й год обучения): учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений с обучением на украинском языке /Л.В.Давидюк. – К.: Видавництво «Світоч», 2013.-320с.
5. Навчальні програми для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням українською мовою: Російська мова. – 5-9 класи. – К.: Видавничий дім «Освіта», 2013. –176с.
6. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология/ Л.М. Бащ, А.В. Боброва и др. – М.: Цитадель -трейд: Вече, 2006. – 960с.
Литература