Сегодня уникальных пользователей: 116
за все время : 2714240
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
ТУРОК А. В. (г. Киев) ИННОВАЦИОНННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ (на примере изучения «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина)

Если бы существовала «виртуальная» возможность просмотреть или изучить методическую литературу последних лет (и не только по предмету «Зарубежная литература»), без сомнения, словом-доминантой, а точнее, словосочетанием-доминантой назвали бы инновационные технологии. В научных исследованиях высказывается мнение о том, что не методика, а технология преподавания в силах дать рекомендации для успешной реализации учебно-воспитательного процесса; именно технологии признаны эффективным способом и формой качественного изменения образования. С чем связана актуальность данной проблемы? Ответить можно словами Сенеки: «Мы все учимся для школы, а не для жизни». И действительно, если мы посмотрим на «продукт» современного образования – это ученик со слабо развитыми коммуникативными навыками, он скован в общении, ему легче отсидеться, быть незамеченным (как знакома фраза: «Он все знает, все учит, вы его только спросите»), чем проявить инициативу и высказать своё мнение, свою мысль, которой очень часто может и не быть вообще, ибо состояние интеллектуальной, социально-волевой, деятельностной сфер оставляет желать лучшего. Причин здесь много. Но в качестве главной может быть названа одна – школа все ещё остается «советской!», т. е. просветительской, ориентирующейся на информационные цели. Школа стремится дать ученику как можно больше фундаментальных знаний, но, к сожалению, зачастую не учит эти знания добывать, использовать их в целях личностного развития, не формирует не только умений и навыков репродуктивного плана, но и способностей к анализу, критическому взгляду на факты и явления. Поэтому на современном этапе актуально задуматься не только над тем, «что изучать», а над тем, «как изучать», как сделать школу не «копилкой знаний», а тем местом, где «учат жить».

Размышления о «технологизации» образования далеко не новы. Об этом говорили ещё 400 лет назад Я. А. Коменский, об этом писали такие ученые и педагоги, как Дистервег, Л. Толстой, А. Макаренко, В. Сухомлинський. Интерес к педагогическим технологиям возник в 30 годы ХХ ст., когда в школах США появились первые программы аудиовизуального обучения, что часто отождествляли с использованием ТСО на уроках. Сейчас использование ТСО – только одна из форм педагогической технологии. С. Гончаренко считает, что «педагогическая технология» отражает не только «передачу информации, а процесс обучения». С точки зрения О. Пехоты, педагогическая технология «объединяет и новые концепции процесса обучения, и использование взаимовлияния новых способов и методов обучения, и использование системного подхода к организации обучения». Это руководимый процесс с предвидимыми результатами, ибо «выбор учебной технологии – это всегда выбор стратегии, приоритетов, системы взаимодействия, тактик обучения и стиля работы учителя с учеником». Н. Маслова считает, что «смысл и предназначение педагогической технологии – оптимизировать процесс обучения и руководства им, сделать его рациональным». По мнению Е. Исаевой, понятие «технология» на современном этапе используется в двух главных значениях: 1) синоним понятия «искусство», «мастерство»; 2) отражает стремление технологизировать процесс обучения, сделать его более руководимым и прогнозируемым. Структура технологий описана исследователем Г. Селевком, который определил такое содержание компонентов структурной модели учебной технологии: 1) концептуальная основа; 2) содержательная часть обучения: цель обучения (общая и конкретная); содержание учебного материала; 3) процессуальная часть – технологический процесс – организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учеников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по руководству процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса1.

Учёными выделены следующие принципы педагогической технологии:

– принцип целостности (единство цели, содержания, методов, способов и форм обучения);

– принцип адаптации (учёт возрастных и индивидуальных читательских потребностей и интересов ученика);

– принцип подвижности (возможность модернизации содержания обучения);

– принцип контроля (анализ достигнутых результатов).

Функции же педагогической технологии таковы:

– когнитивная (усвоение литературных знаний);

– мотивационная (формирование  мотивов обращение  к чтению);

– аксиологическая (определение духовно-ценностного потенциала прочитанного);

– рецептивная (познание мира и себя через прочитанное);

– коммуникативная (возможность  диалога между автором, текстом и читателем);

– эстетическая (восприятие литературного произведения как явления искусства);

– корригирующая (формирование умений оценки качества художественного произведения).

Говоря о современных инновационных тенденциях в образовании, необходимо учитывать замечание ученого-дидакта В. Краевского о том, что одной из характеристик научного знания есть его куммулятивность, то есть определенное инновационное усиление предыдущих научных результатов, которые служат ориентиром для дальнейшего научного прогресса, и их нельзя игнорировать. Поэтому использование инновационных технологий должно быть тщательно продуманным, своевременным и должно опираться на принципы традиционного обучения.

Среди инноваций изучения зарубежной литературы выделяют следующее:

– компьютерное обучение;

– диалоговые, или интерактивные технологии;

– поисковая деятельность.

Широкое распространение в практике школы получили интерактивные «диалоговые» технологии обучения. Interaction в переводе c английского – «взаимодействие», т. е. это такое обучение (по определению Е. Исаевой), которое построено на принципах взаимодействия ученика со всеми участниками и объектами педагогического процесса, это коммуникативно-диалогическое обучение, направленное на активизацию познавательной деятельности ученика. Таким образом, в процессе изучения литературы совершаются макро- и микродиалоги, когда первичное восприятие учеником текста во время обсуждения, обмена мнениями между всеми участниками диалога корригируются, углубляются, создавая в сознании школьника «собственный текст», обогащенный личностным «Я».

Одной из целей реализации интерактивного обучения является программа «Чтение и Письмо в развитии критического мышления» (ЧПКМ). Этот проект – результат поисков учителей всего мира, по которому работают почти на всех континентах планеты. Цель проекта – дать педагогам учебные методики, которые развивают критическое мышление учеников, не ограничиваться конкретным предметом. Пауль Ричард так определяет категорию «критическое мышление» – «мышление о мышлении, когда вы рассуждаете с целью улучшения мышления». О. Тягло же считает, что «критическое мышление – это современный вид логической деятельности, цель которого – систематическое совершенствование процесса и результатов мышления на основе их критического анализа, понимания и оценки». Дж. Браус и Д. Вуд утверждают, что это рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и как поступать, это поиск здравого смысла – как размышлять объективно и поступать логично с учетом своей точки зрения и других взглядов, умение отказаться от собственных предрассудков. Главная задача же в реализации критического мышления – учить сотрудничеству и общению со всеми людьми. (Д. Клустер, С. Уолтер, Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Л. Стил). Особенное значение в такой системе работы словесника приобретает текст. Приемами использования текста (по Элверману, Диолу, О’Брайену) являются:

1) верификация, использующаяся для доказательства или опровержения сложившихся мыслей или убеждений (текст может помочь ученикам понять различие между информацией, которая прямо утверждается текстом, и той, которая логично вытекает из него);

2) непрямое соотношение, дающее возможность ученику сопоставлять и противопоставлять новую и старую информацию;

3) фокусирование, способствующее поддержанию беседы и сосредоточивающее её на целях изучения с помощью текста, который используется как главное средство дискуссии;

4) перефразирование идей, данных в тексте, помогающее ученикам чувствовать себя увереннее в сложном материале;

5) закрытые книги, требующее от ученика припоминания информации из текста, а не только зачитывания цитат в процессе работы на уроке.

Авторы программы ЧПКМ выделяют в технологии критического мышления три этапа: 1) вызов (актуализация и мотивация); 2) осмысление содержания (осознание); 3) рефлексия (размышление).

Эти этапы в принципе не отличаются от разработанной отечественными учеными трехкомпонентной структуры урока: І. Активизация (актуализация опорных знаний, умений и навыков); ІІ. Осознание (формирование новых знаний и способов действия); ІІІ. Рефлексия (практическое использование знаний, умений и навыков).

Программа ЧПКМ имеет целый арсенал приемов или стратегий для конструирования любых форм обучения. Их условно можно разделить на 2 группы: короткие (малые) и модельные (большие). Отличие состоит в том, что малые формы можно использовать на разных этапах урока, более того, они легко «монтируются» и в структуру традиционного урока (четырехкомпонентного). Модельные же стратегии требуют для реализации большого промежутка времени и рассчитаны на целый урок, даже предполагается проведение спаренных уроков. Но, изучив принципы работы этих стратегий, учитель может использовать их элементы в традиционном подходе к подготовке урока. К малым формам относятся: кубирование; гронирование; сенкан; свободное письмо; дневник двойных записей; методика взаимных вопросов; сохранение последнего слово за собой; Круги Вена; литературные письма; вопросы к автору; нарушенная последовательность. Большие стратегии составляют: система «Помощь», «Руководимое чтение», «Углы», «Джигсоу», «Литературные круги», «Семинар читателя», «Сетка Элвермана», «3 х 8», «Карусель». Остановимся на некоторых из них.

«Сенкан» используется как инструмент с целью привлечения ученика к размышлению над темой. Ученику необходимо создать пятистрочное нерифмованное стихотворение, состоящее из одиннадцати слов: 1 строка – 1 слово, существительное, тема; 2 строка – 2 слова, прилагательные, определение темы; 3 строка – 3 слова, глаголы, которые указывают на активность, действенность, связанную с темой; 4 строка – записывается фраза, которая выражает понимание учеником темы или отношения к ней. Фраза состоит из четырех слов; 5 строка – одно слово, существительное, синоним, вывод по теме.

«Система помощь» – форма работы, которая объединяет чтение с анализом прочитанного путем использования знаков с конкретным логическим наполнением: «V» – это я знаю; «+» – новая информация; «–» – противоречит тому, что я знаю; «?» – информация удивляет меня. В результате заполняется таблица: «V» / «+» / «-» / «?».

«Нарушенная последовательность» – форма работы, направленная на проверку знания учениками художественного текста. Учитель выписывает на своё усмотрение фрагменты текста на карточках. Их количество зависит от размера текста, знание которого проверяется. Ученикам предлагается воссоздать из предложенных частей текст как можно ближе к авторскому варианту.

«Гронирование» – стратегия, призывающая ученика свободно думать и открыто высказываться на определенную тему; направленная на стимулирование размышлений о связях между отдельными понятиями. Для работы выбирается опорное слово, понятие, словосочетание. К нему подбираются ассоциативные слова. Это могут быть ассоциативные, информативные, одно- и многоуровневые грона.

«Дневник двойных записей» – помогает ученику тесно увязывать изучаемый текст с собственным опытом. Тетрадь делят на две колонки: 1) фраза из текста; 2) собственная размышления.

В качестве иллюстрации использования интерактивных форм обучения ниже предлагается разработка уроков по изучению произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

УРОК № 1

Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Понятие о литературной сказке. Стихотворная и прозаическая речь.

Цели урока: дать ученикам краткие сведения о жизни и творчестве поэта, подготовить их к восприятию и пониманию содержания сказки; познакомить с понятиями «литературная сказка», стихотворная и прозаическая речь; развивать у учеников умение слушать и делать выводы из услышанного, логически и последовательно излагать свои мысли; воспитывать интерес к творчеству Пушкина.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник для 5 класса «Литература» Е. А. Исаевой, С. И. Сафарян2.

ХОД УРОКА

І. Актуализация опорных знаний.

На доске записаны строки А. С. Пушкина:

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,

И, долго слушая, скажите: это он;

Вот речь его. А я, забыв могильный сон,

Взойду невидимо и сяду между вами,

И сам заслушаюсь… (стр. 81 учебника)

 

– Да, действительно, талант Пушкина многогранен и многообразен. Отношение к произведениям этого писателя, поэта, драматурга, как удачно заметил М. Б. Ладыгин, очень много говорит о самом человеке. Пушкин приходит к нам с колыбельными песнями мамы, захватывающими сказками бабушек, он не оставляет нас равнодушными в юности и зрелости, он будоражит наш ум, волнует наши чувства, формирует нашу духовность, наш мир и наше отношение к миру, ведь его стихи – это сама Поэзия, само Вдохновение. Если же кому-то не нравится Пушкин, если его произведения оставляют читателя равнодушным, значит, с читателем что-то не так, значит, он болен какой-то опасной болезнью: невежеством, черствостью души. От этой болезни человек может излечиться только сам, для этого нужно воспитать в себе внимательного и вдумчивого читателя, способного наслаждаться великим искусством – искусством слова. Давайте вспомним, что мы уже знаем о Пушкине – об этой необычной, почти легендарной личности.

ІІ. Изучение нового материала.

1. Использование стратегии «Гронирование». Возможный вариант итоговой работы:

turok1

– Мы вспомнили то, что было вам известно о жизни и творчестве Пушкина из младшей школы, сегодня же узнаем новое, обогатим наши знания новыми сведениями.

2. Работа со статьёй учебника (стр. 81 – 82). Используется стратегия «Помощь». Информация статьи анализируется учениками и обозначается соответствующими знаками: «V» – это я знаю; «+» – новая информация; «–» – противоречит тому, что я знаю; «?» – информация удивляет меня. В результате заполняется таблица.

 

«V» – это я знаю

«+» – новая информация

« – » – противоречит тому, что я знаю

«?» – информация удивляет

Пушкин родился в Москве в дворянской семье.

Пушкин рос в литературной, поэтической среде: дом посещали литераторы, его

дядя – поэт; отец собрал прекрасную библиотеку.

Пушкин до семи лет не предвещал в будущем ничего хорошего, мать отдавала предпочтение его сестре и брату.

Пушкина воспитывала бабушка Марья Алексеевна Ганнибал, которая была его наставницей в русском языке, от неё услышал и о своих известных предках… и т. д.

 

3. Повторение понятия «литературная сказка». Работа с вопросом учебника (стр. 107). Расшифровать головоломку: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

– Какими знаниями нужно обладать и оперировать, чтобы дать доказательный комментарий к этому утверждению? (Что такое сказка народная? Литературная? Их общие и отличные черты. Знать сами сказки).

– Выбрать из предложенных характеристик те, которые являются общими для литературной и народной сказок.

Рассказ о каких-то событиях, происшествиях, приключениях, зачастую вымышленных, необыкновенных; отражение народных представлений о лучших человеческих качествах; «странствующие сюжеты»; отражение реальной жизни людей, их надежд, забот, радостей; присутствие сказителя; борьба добра со злом; бытование в устной форме; объединение в сказке реального и фантастического; бытовые сказки и сказки о животных; четкое деление персонажей на положительных и отрицательных; время сказочное, необычное, давно прошедшее; сказочное пространство, отсутствие привязанности к конкретному месту; герои наделены особенными качествами; наличие зачина, концовки.

– Соедините с помощью стрелок характеристики и понятия «литературная» и «народная» сказки:

turok2Подведение итогов работы. Постановка цели: доказать истинность высказывания С. Маршака, опираясь на сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и немецкую народную сказку «Белоснежка», записанную братьями Гримм.

4. Знакомство со сказкой А. Пушкина. Чтение сказки по выбору учителя: учителем, учениками, мастерами выразительного чтения (в записях).

– Какие фрагменты сказки вас более всего впечатлили? Как вы объясните свой выбор? Использование стратегии «Микрофон»: каждый ребенок дает ответ на вопрос.

– Кто из героев вызывал у вас чувства гнева, ненависти, негодования, кто – восхищения, радости, сочувствия?

– Какие эпизоды сказки проиллюстрированы художником Т. Мавриной? (Стр. 90 – 104 учебника). Удачны ли эти иллюстрации? Какие эпизоды вы бы хотели нарисовать, что бы вы стремились передать в них?

– Сколько событий в сказке Пушкина? (отъезд царя – трагическое рождение дочери – новая «молодица – царица» и её зеркальце – сватовство королевича Елисея – «дочка царская пропала» – поиски Елисеем своей невесты – царевна у семи богатырей – золотистое яблоко злой мачехи – печальный обряд, сотворённый богатырями, – победа любви и верности).

– Как вы думаете, о чём свидетельствует использование автором такого большого количества событий? Отметить не только занимательность сюжета, но и причудливое переплетение в сказке русских и западноевропейских черт (использование приёмов европейского рыцарского романа: смелые рыцари, разыскивающие похищенных невест и сражающиеся со злыми драконами, злые и добрые волшебники и т. п.). Этим можно объяснить и «статус» Елисея: не царевич, а королевич.

5. Работа в группах. Первая группа отвечает на вопрос: «Какие традиционные приёмы народной сказки использует Пушкин в своём произведении?»; вторая группа: «Какие черты отличают сказку Пушкина от народной?». В ходе урока используется материал, записанный ранее в тетрадях. В результате обсуждения составляется таблица.

Приемы народной сказки:

1) концовка: «Я там бы, мёд, пиво пил, усы лишь обмочил»;

2)     трехкратные повторы: обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру;

3)     использование постоянных эпитетов: «красная девица», «красно солнце», «месяц ясный», «ветер буйный»;

4)     использование народных пословиц, присловий: «Аль товар не по купцам?»;

5)     конфликт добра и зла;

6)     мотив «мертвый – живой» (ср. живая – мёртвая вода, мертвый – спящий).

Черты литературной сказки:

1)     время, пространство уточнены: сочельник, девичник, подворье, царство, терем в лесу, забавы богатырей («сорочина в поле спешить», отсечь башку у татарина, «вытравить из леса пятигорского черкеса»);

2)     наличие конкретных подробностей: описание горницы богатырей («лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой», полати, печка, приданое царевны: «семь торговых городов да сто сорок теремов»);

3)     индивидуализированная речь героев: царевна: «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица? А как буду я царица, я пожалую тебя», «Постой, бабушка, постой немножко…», «Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои родные». Царица: «Как ты смела обмануть меня? И в чем!..», «Ах ты, мерзкое стекло!»;

4)     авторская трактовка народного сюжета (тема следующего урока);

5)     стихотворная форма.

– Можно ли сказку А. С. Пушкина назвать литературной?

6. Знакомство со стихотворной речью, её отличие от речи прозаической.

– Задумывались ли вы, почему большинству людей легче и удобнее выражать свои мысли в прозаической форме, а не в стихотворной? Можете ли вы объяснить, в чём заключается их отличие? Обобщение ответов учащихся, чтение статьи учебника (стр. 87 – 88). Выделение главных мыслей и запись их в тетради: 1) стихотворная речь, в отличие от прозаической, упорядочена, по-особому организована с помощью ритма и рифмы; 2) ритм – правильное чередование ударных и безударных слогов («Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился»: ┴ ─│┴ ─ │─ ─│┴ ─ │┴ ─│ ┴ ─ │─ ─ │ ┴ ─); 3) рифма – созвучные окончания строк («Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился, и царица у окна села ждать его одна»). Ответ на вопрос № 2 учебника (стр. 88): отличие прозаической речи от стихотворной.

ІІІ. Обобщение и систематизация.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какая информация более всего поразила вас, запомнилась?

– На какие вопросы не были даны ответы?

IV. Домашнее задание:

1) охарактеризовать главных героев сказки, опираясь на текст, подобрать соответствующие цитаты;

2) прочитать сказку братьев Гримм «Белоснежка».

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ісаєва О. О. Інноваційні технології у викладанні зарубіжної літератури в школі // Всесвітня література, 2005. № 9. С. 3 – 7. Также см.: Мартинець А. М. Сучасний урок зарубіжної літератури. Х., 2005. С. 6 – 33; Ситченко А. Л. Технологізація вивчення літератури як засіб підвищення його ефективності // Всесвітня література, 2005. № 12. С. 4 – 8.

2. Исаева Е. А., Сафарян С. И. Литература. 5 класс. К., 2005. С. 78 – 107. Также см.: Ладыгин М. Б. Литература. 5 класс. М., 2001. С. 62 – 73, 212 – 230, 268 – 271.