Сегодня уникальных пользователей: 214
за все время : 3334936
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
Сулятицкий А.В. Визуализация учебной информации как необходимая составляющая интенсификации процесса обучения в вузах

18.07.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 282-285.

Современное образование испытывает растущую потребность как в новых педагогических технологиях, применяющих эффективные способы переработки, передачи, сохранения и использования информации, так и в исследованиях, призванных закрепить за этими технологиями возможность осуществления продуктивного, личностно-ориентированного, открытого для творчества образовательного процесса.
По классификации Г.К. Селевко, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала относится к группе педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. По целевым ориентациям она направлена на:
− формирование знаний, умений, навыков;
− обучение всех категорий обучаемых, без селекции;
− ускоренное обучение [5].
Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации во всех сферах человеческой деятельности необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта. Визуализация – одно из этих средств. Необходимость в более компактных, и эффективных средствах обучения становится одной из важнейших задач общества, нуждающегося в систематических знаниях. Интерес к визуализации диктуется всем ходом развития человеческой деятельности, практики в самом широком смысле этого слова, нарастанием потока информации, для освоения которой становятся непригодны,
283
громоздки традиционные методы и средства. Визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, как своеобразный гносеологический механизм, позволяющий «уплотнить» процесс познания, очистить его от второстепенных деталей и тем самым оптимизировать. Визуализация обеспечивает синтез знаний, позволяет опосредованно и наглядно представить изучаемые явления в тех областях, в которых непосредственно наглядное восприятие затруднено или вообще невозможно.
Теоретические основы визуализации учебной информации отображены в трудах А. Г. Асмолова, Ф.Ч. Бартлетта, А.А. Вербицкого, В.В. Давыдова, П. М. Эрдниева, З.И. Калмыковой и других. Особенности применения визуализации в учебном процессе исследовались С.В. Арюткиным, Г.В. Брянцевой, С.А. Герасимовой, В.В. Койбичук, В.П. Кузовлевой, Е.А. Макаровой, Н.Н. Манько, И.Л. Марголиной, Н.О. Неудахиной, Е.В. Поляковой, А.Ф. Пуховым, А.Г. Рапуто, С.В. Селеменевым, С.И. Сергеевым, В.В. Четиным и другими. Созданию оригинальных приемов компьютерной визуализации учебного материала, разработке новых методик ее использования в преподавании конкретных дисциплин посвященные работы Л. И. Билоусовой, Н.В. Житеневой, А. М. Мансурова, А.Л. Соболевой, Б.Е. Стариченко, С.В. Шушкевич и других
Целесообразность использования визуализации учебной информации обоснована необходимостью учета когнитивных особенностей современного поколения студентов, а также потребностью в компактном представлении учебного материала в виде, наиболее удобном для его восприятия, понимания, усвоения и запоминания [3].
Академик П. М. Эрдниев утверждает, что наибольшая прочность освоения программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом, словесном [6]. Следует также учесть, что способность преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму является профессиональным качеством многих специалистов. Следовательно, в процессе обучения формируются элементы профессионального мышления: систематизация, концентрация, выделение главного в содержании.
В настоящее время существует огромное количество методов, принципов и научных подходов к визуализации (например, визуализация данных; информационная визуализация; концептуальная визуализация; созидающая визуализация; визуализация с помощью визуальных метафор, визуализация научных данных, визуализация с помощью концепт-карт и т.д.). Однако не существует достаточно полной классификации этих подходов и методов. По сути, уплотнением знаний и моделями представления знаний занимается инженерия знаний, которая является прикладной областью информационных технологий и когнитивной психологии. Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания все более необходимой подготовки человека и его сознания к условиям визуализирующегося мира и увеличения информационной нагрузки.
Внедрение любой новой технологии в практику обучения требует личностной подготовленности к нововведениям как преподавателя, так и студентов, поскольку они являются равноправными субъектами процесса обучения. В качестве ведущего подхода для формирования готовности преподавателей к профессиональному использованию ИКТ для представления образовательных знаний предлагается применение методологии инженерии знаний и, в частности, методологии визуализации знаний. В виде дидактических инструментов и в виде формализмов представления знаний визуализация ускоряет и углубляет понимание структуры знаний предметной учебной области. Визуализация знаний дает более полное описание учебных понятий и связей между ними; помогает глубокой обработке знаний, способствует и улучшает
284
способность применения знаний в новых ситуациях, позволяет связать понятия из разных областей учебного предмета.
Если весь багаж знаний и навыков преподавателя взять за 100%, студенты воспринимают 50-60% нового материала. Они правильно понимают только около 30%, а запоминают и будут сознательно использовать в дальнейшем 10%. Поэтому 90% новой информации проходит мимо студента. Продолжая предыдущие расчеты, приходим к выводу, что коэффициент полезного действия вербальной формы представления учебной информации реально снижается к 10%. Вот почему на этой фазе учебного процесса нужна визуализация: таблицы, схемы, графика – все то, что является концентрацией информации, а не ее словесным выражением. Существенно изменить такое положение вещей можно, используя новые средства обучения, в которых усилен зрительный канал подачи информации [1].
Готовность преподавателей к визуальному представлению знаний с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий представляет собой совокупность системных знаний, включающей:
− владение технологиями представления знаний в «сжатом», «свернутом» виде за счет визуализации учебного материала;
− владение технологиями репрезентаций учебного материала путем создания графических изображений, развитое визуально-образное мышление;
− владение визуализацией большого объема информации, в том числе слабоструктурированной;
− умение сохранять полученную и переработанную визуальную информации, а при необходимости передавать ее для коллективного использования;
− умение четко визуальным способом, не обязательно с помощью информационно-коммуникационных технологий, излагать результаты деятельности;
− знание правил и приемов композиции и колористики;
− знание методологии работы с мультимедиа.
Преподаватель должен проявлять творческую активность при освоении новой для него технологии и уметь разрабатывать основные дидактические средства и методическое оснащение учебной деятельности. Освоение приемов структурирования и визуализации учебного материала проходит ряд этапов:
• отбор учебного материала, структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации;
• выделение главного (ядра), методологических и прикладных аспектов;
• расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий;
• подбор опорных сигналов (ключевых слов, символов, фрагментов схем) и их кодировка;
• поиск внутренних логических взаимосвязей и межпредметных связей;
• составление первичного варианта, компоновка материала в блоки;
• критическое осмысление первичного варианта, перекомпоновка, перестройка, упрощение;
• введение цвета;
• озвучивание и окончательная корректировка визуального средства [4].
Технология визуализации учебного материала требует от студентов, во-первых, владения общеучебными умениями выделять основные понятия темы, вокруг которых следует выстраивать остальную информацию, а во-вторых, развития наглядно-образного мышления и творческого воображения. Творчески работающий педагог, несомненно, найдет немало приемов, позволяющих включить студентов в активную совместную деятельность по выделению понятий темы и переводу учебной информации на язык визуализации [2]. Приоритетными здесь являются методы работы с информационными источниками. Можно предложить такой метод познавательной
285
деятельности студентов, как осуществление внеконтекстных мыслительных операций с основными смыслообразующими терминами и базовыми понятиями учебной дисциплины. Разновидностями внеконтекстных операций можно считать: узнавание и воспроизведение понятия, его определение (развернутое или в форме дефиниции, научное или собственное), раскрытие его содержания (внутренней структуры, основных компонентов, разновидностей), установление межпонятийных связей с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями, практическую интерпретацию понятия. Но самое главное то, что при выполнении заданий с применением наглядности студенты говорят и слушают не потому, что обязаны это делать, а потому, что им интересно решать подобные речевые задачи. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения. Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает студенту овладевать языком более осмысленно и с большим интересом. С ее помощью осуществляется закрепление и формирование грамматического материала. С помощью визуализации решаются речевые проблемные задачи при свободном говорении.
В заключение хотелось бы отметить, что визуальная модель является итогом определенного этапа формирования знания, в том числе теоретического, в зримой форме выражает его результаты, обнаруживает недостатки и противоречия, служит для поиска путей углубления понимания и дальнейшего исследования.
Литература:
1 Житєньова Н.В. Технології візуалізації в сучасних освітніх трендах. Збірник наукових праць. Відкрите освітнє е-середовище сучасного університету, № 2 , 2016.– С. 170-178. [Електронний ресурс]. / – Режим доступу: http://elibrary.kubg.edu.ua/id/eprint/15191
2 Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул. Изд-во АлтГУ, 2002.
3 Мацько Л., Кудіна Т. Інноваційні технології викладання української мови як іноземної на підготовчому відділенні університету. Теорія і практика викладання української мови як іноземної: Зб. наук. праць. – Львів, 2011. –Вип. 6. – С. 231–232
4 Неудахина Н. А. Приемы интенсификации работы студентов с учебной информацией: методические указания для студентов и преподавателей. – Барнаул, 2011.
5 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
6 ЭрдниевП.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. Ч. 1. Москва «Просвещение», 1992г..–176 с.