Сегодня уникальных пользователей: 188
за все время : 3294873
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
Щербаков В.И. Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины «Страноведение» для иностранных студентов начального этапа обучения

28.02.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 329-332.

Сегодня «Украиноведение» выступает как обязательный предмет базового содержания образования. Украиноведение – это система научных интегрированных знаний об Украине и мировое украинство как целостность, как геополитическую реальность. Украиноведение включает в себя страноведение, историю, общество, природу, государственность, язык, культуру, религию.
Содержание и формы обучения украиноведению в различных звеньях образования разные.
На факультете международного образования Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» предмет «Украиноведение» реализуется в учебной дисциплине «Страноведение», которое предназначено для иностранных студентов начального этапа обучения.
Страноведению отводится важная роль в современной методике преподавания иностранных языков. При изучении иностранного языка учащиеся овладевают не только языковыми знаниями, навыками и речевыми умениями, но и знакомятся с географией, историей и культурой страны изучаемого языка.
Страноведение – это элективный курс, в результате которого осуществляется общее знакомство иностранных учащихся с географическим положением, природными условиями и ресурсами, населением, историей и современной действительностью Украины. Дисциплина также предполагает дать общие сведения о государственно-политическом, административно-территориальном и общественном устройстве Украины [1, c. 328].
Она осуществляется в условиях постепенного овладения учащимися русским / украинским языком как иностранным и имеет социальное, лингвострановедческое,
330
педагогическое и психологическое содержание, в результате которого необходимо решить две задачи:
− обозначить круг знаний, которыми можно овладеть в аудиторное время;
− установить последовательность введения страноведческих знаний.
Основным учебным материалом дисциплины «Страноведение» является учебное пособие для студентов-иностранцев начального этапа обучения, основанный на тематическом и хронологическом принципах [2, с. 3].
При создании данного пособия определялись последовательность по представлению тематических блоков, а также задания, позволяющие избегать языковых трудностей восприятия страноведческой информации и активизируют базовые знания иностранных студентов по русскому / украинскому языку.
Поскольку основной целью обучения иностранных студентов является их языковая подготовка и овладение русским / украинским языком в социально-бытовой, социально-культурной, учебно-профессиональной и общественно-политической сферах общения. Это требует от иностранных студентов определенной страноведческой и лингвострановедческой подготовленности.
Страноведческая информация, удовлетворяя коммуникативные, познавательные и эстетические потребности обучаемых, стимулирует их речевую деятельность, способствует формированию коммуникативных умений в различных сферах общения и обеспечивает устойчивый интерес к изучению языка.
Данная дисциплина на начальном этапе ориентирована на развитие коммуникативной компетенции, а также направлена на формирование как предметных, так и речевых знаний и умений во всех видах речевой деятельности. Это помогает студентам-иностранцам не только адаптироваться в новой для них языковой, социальной и культурной среде, но и дает им базовые знания, необходимые для продолжения обучения в вузах Украины.
При этом важно отметить, что учебная дисциплина «Страноведение» предполагает с одной стороны – совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения, письма, а с другой – расширение лексического запаса иностранных студентов по социально-экономической, политической и культурной тематике. Отсюда вытекает ряд условий, из которых приоритетными можно назвать следующие:
− поэтапное овладение языковым материалом (от простого – к сложному; от элементарных речевых образцов – к умению осуществлять речевое обращение);
− взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности на материалах текстов социально-экономического и общественно-политического характера;
− формирование и развитие предметной компетенции;
− введение и закрепление необходимой и общенаучной, специальной лексики и синтаксических структур, характерных для научного стиля речи;
− формирование лексических навыков с помощью различных видов семантизации;
− развитие навыков монологической и диалогической речи.
Практика преподавания учебной дисциплины «Страноведение» показывает, что успешность обучения во многом зависит от согласованных усилий преподавателей-языковедов и предметников, поэтому на занятиях по страноведению преподавателям необходимо:
− учитывать уровень знания русского / украинского языка на каждом этапе обучения;
− использовать только те формы организации занятия, те формы ведения, закрепления и контроля, которые соответствуют уровню сформированности
331
у иностранных студентов навыков и умений в определенном виде речевой деятельности;
− соблюдать поэтапную дозировку объема информации, текстового материала и домашнего задания;
− соблюдать допустимый на данном этапе темп изложения предъявляемой информации.
Очевидно, что структурно-тематическим ядром организации учебного материала, на базе которого реализуется познавательная задача, является текст. Содержание текстов отвечает коммуникативным потребностям студентов на каждом этапе обучения. Существуют определенные принципы отбора текстов по страноведению, среди которых основными являются:
− страноведческая ценность (информативность) отбираемых фактов в познавательно-воспитательном отношении;
− современность;
− актуальный историзм;
− типичность;
− достоверность.
Названные принципы определяют основные параметры отбора учебного страноведческого материала, способствующего достижению коммуникативных, познавательных и воспитательных задач. И в этом отношении местный страноведческий материал является неотъемлемым элементом содержания всего учебного процесса.
Особенностью преподавания страноведения является и то, что данная дисциплина вводится на раннем этапе обучения, когда у иностранных слушателей практически отсутствует языковой опыт. В этот момент наиболее важное значение приобретает лексическая работа в аудитории, т.к. процент незнакомой лексики может достигать более 50%.
Кроме того, для большинства иностранных студентов трудна фонетическая организация русского / украинского слова. И поэтому при презентации лексики преподаватель-предметник должен тщательно и достаточно долго заниматься отработкой произношения.
Основная задача преподавателя-предметника – через понимание и усвоение лексического материала добиться усвоения информации, содержащейся в текстах по страноведению. И это один из шагов, ведущих к формированию лингвистической компетенции.
Главная образовательная цель учебной дисциплины «Страноведение» – ознакомление с современной независимой Украиной; с традициями, культурой, наукой, образованием и духовной жизнью украинского народа.
Учебная дисциплина «Страноведение» дает представление об Украинском государстве, его истории и настоящем, об украинцах как о народе, который в сложных исторических условиях сохранил свою самобытность, оставаясь активным участником мирового развития. Таким образом, предмет «Украиноведение» полностью реализуется в учебной дисциплине «Страноведение» [3, с. 336].
Литература.
1. Щербаков В.І. Країнознавство як навчальна дисципліна. – Інновації та традиції у мовній підготовці студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х.: ХНУБА, 14 грудня 2017 р. – С. 328-330.
2. Щербаков В.И. Страноведение: учеб. пособ. для студентов-иностранцев. – Х.: “Полосатая типография”, 2015. – 141 с. (http://repository.kpi.kharkov.ua/bitstream/KhPI-Press/19394/1/Shcherbakov_Stranovedenie_2015.pdf)
332
3. Щербаков В.І. Українознавство для іноземних студентів початкового етапу навчання в технічному вузі. – Інформаційні технології: наука, техніка, технологія, освіта, здоров’я: тези доповідей XXVI міжнародної науково-практичної конференції MicroCAD-2018, 16-18 травня 2018 р. – Харків: НТУ «ХПІ». – С. 336.