10 класс
Цели и задачи:
1) познакомить учащихся с неизвестными страницами поэзии Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, М. И. Цветаевой, Б. А. Ахмадулиной;
2) развивать навыки выразительного чтения, умение выступать перед зрителями, поощрять творческие способности школьников;
3) воспитывать любовь к творчеству, поэзии и музыке.
Оборудование: пианино, гитары, портреты Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева.
Рекомендации к проведению мероприятия: Чтобы обеспечить большую камерность литературного вечера, мы рекомендуем проводить его для 1-2-х классов в небольшом помещении, например, в кабинете музыки. Если среди учащихся есть играющие на музыкальных инструментах, желательно привлечь их к проведению мероприятия. (На нашем вечере звучала «живая» музыка.) Если же таковых не имеется, можно воспользоваться записанными мелодиями.
Ход мероприятия
По обе стороны от пианино стоят кресла, в них будут сидеть ведущие. Исполнители романсов располагаются за фортепиано. Чтецы читают стихи стоя.
1-й ведущий (подходит к фортепиано): Музыка и поэзия. Несмотря на различия этих видов искусства, между ними – много общего. И главное сходство в той цели, которой они служат: пробудить в человеке лучшее, человечное, доброе, что может быть дремлет в нем до поры, до времени. Что еще общего между поэзией и музыкой? Их нужно уметь слушать. Как камень разбивает стекло, так шум уничтожает чувства. Любви, нежности нужна тишина. Влюбленные только шепчутся о своей любви, потому что это тайна. Их тайна. Тайна для двоих.
1-й ведущий садится в кресло. Выходит пианист. Звучит «Лунная соната» Бетховена. Постепенно гасится свет, выходит 1 чтец со свечой, ставит ее на фортепиано и на фоне музыки читает стихотворение А. А. Фета «Сияла ночь»:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
1-й чтец отходит за фортепиано. На середину выходит ученица и исполняет «Романс о романсе» композитора А. Петрова на слова Б. Ахмадулиной.
Не довольно ли нам пререкаться,
Не пора ли предаться любви.
Чем старинней наивность романса,
Тем живее его соловьи.
То ль в расцвете судьбы,
То ль на склоне,
Что я знаю про век и про дни.
Отвори мне калитку в былое
И былым мое время продли.
Наше ныне нас нежит и рушит,
Но туманы сирени висят,
И в мантилье из сумрачных кружев
Кто-то вечно спускается в сад.
Как влюблен он, и нежен, и статен.
Он один, отвори, поспеши.
Можно все расточить и растратить,
Но любви не отнять у души.
Отражен иль исторгнут роялем
Свет луны – это тайна для глаз,
Но поющий всегда отворяет
То, что было закрыто для нас.
Блик рассвета касается липы
Мне спасительны песни твои.
И куда б ни вела та калитка,
Подари, не томи, отвори.
Выходит 2-й ведущий: Вы услышали романс современного композитора Андрея Петрова на стихи Беллы Ахмадулиной из кинофильма «Жестокий романс». Что такое романс? Этот жанр не молодой. Особенной популярностью он пользовался в XIX веке. Романс не требовал профессионального исполнения. Это было домашнее, камерное пение в сопровождении гитары, фортепиано, флейты. Что привлекало и привлекает в романсе? Мелодичность, нежность, щемящая грусть, чувственность, горькие нотки разочарования, страстность, тревога и страдание.
2-й ведущий садится в кресло по другую сторону фортепиано.
1-й ведущий: На уроках литературы вы познакомились с жизнью и творчеством И. С. Тургенева. Вы, наверное, помните, что большую часть своей жизни писатель провел за границей.
Любовь к женщине (певице Полине Виардо) приковала его к чужбине, хотя сердце рвалось к друзьям на родину, в Спасское. Как крик души читаем в одном из последних его писем слова: «Будете на родине, в Спасском, поклонитесь за меня дубу моему – родине поклонитесь».
Сам Иван Сергеевич так и не приехал в Россию. Стихотворение «Утро туманное» и было написано под впечатлением чувств, переполнявших писателя. В каждой строчке трагедия человека, разлученного с родиной. На это стихотворение была написана замечательная музыка.
Ученица исполняет романс «Утро туманное» композитора В. Абазы на стихи И. С. Тургенева.
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды так жадно и нежно ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
1-й чтец:
Молчи, скрывайся и там
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..
«SILENTIUM!», Ф. И. Тютчев
2-й ведущий: У Ф. И. Тютчева в стихотворениях часто проскальзывают афористические выражения: «Мысль изреченная – есть ложь». Он как бы декларирует свои чувства. А как о том же самом говорит А. А. Фет? Послушаем необыкновенно лиричное стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье».
2-й чтец:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
1-й ведущий: Однажды возвращаясь домой промозглой, холодной осенью, Ф. И. Тютчев в порыве глубокой жалости к людям, обездоленным, страдающим, написал стихотворение «Слезы людские…».
3-й чтец:
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, –
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
2-й ведущий: Большое место в творчестве Тютчева занимали стихотворения, навеянные любовными переживаниями. Они удивительны по тонкости душевных переживаний поэта.
4-й чтец:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, –
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
5-й чтец:
Я знал ее еще тогда,
В те баснословные года,
Как перед утренним лучом
Первоначальных дней звезда
Уж тонет в небе голубом…
И все еще была она
Той свежей прелести полна,
Той дорассветной темноты,
Когда, незрима, неслышна,
Роса ложится на цветы…
Вся жизнь ее тогда была
Так совершенна, так цела,
И так среде земной чужда,
Что, мнится, и она ушла
И скрылась в небе, как звезда.
Ученица исполняет романс «А напоследок я скажу» композитора А. Петрова на слова Б. Ахмадулиной:
А напоследок я скажу.
Прощай, любить не обязуйся,
С ума схожу иль восхожу
К высокой степени безумства.
Как ты любил, ты пригубил
Погибели – не в этом дело.
Как ты любил, ты погубил,
Но погубил так неумело.
Работу малую висок
Еще вершит, но пали руки.
И стайкою наискосок
Уходят запахи и звуки.
А напоследок я скажу.
1-й ведущий: Современные романсы необыкновенно созвучны по своему настроению с лирикой Тютчева и Фета, поэтому мы решили включить их исполнение в наш урок.
Ученица исполняет романс «Под лаской плюшевого пледа» композитора А. Петрова на слова М. Цветаевой:
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? – Чья победа? –
Кто побежден?
Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?
Кто был охотник? – Кто – добыча?
Все дьявольски – наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?
В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чье сердце – Ваше ли, мое ли
Летело вскачь?
И все-таки – что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?
1-й ведущий: А вот как звучит романс «Не уходи» композитора Н. Зубова. Автор слов неизвестен:
Не уходи, побудь со мною,
Здесь так отрадно, так светло.
Я поцелуями покрою
Уста и очи, и чело.
Не уходи, побудь со мною.
Я так давно тебя люблю…
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Не уходи, побудь со мною.
Пылает страсть в моей груди…
Восторг любви нас ждет с тобою…
Не уходи, не уходи!
2-й ведущий: В древнегреческой мифологии Элизиумом называлось царство праведных теней, там обитали души праведников, людей, честно проживших свою жизнь. Так назвал Ф. И. Тютчев свое стихотворение «Душа моя – Элизиум теней».
1-й чтец:
Душа моя, Элизиум теней,
Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
Ни помыслам годины буйной сей,
Ни радостям, ни горю не причастных, –
Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?..
1-й ведущий: Как потерю близкого человека воспринял Тютчев гибель А. С. Пушкина. Находясь под впечатлением этой трагедии, он пишет стихотворение «29 января 1837 г.».
2-й чтец:
Из чьей руки свинец смертельный
Поэту сердце растерзал?
Кто сей божественный фиал
Разрушил, как сосуд скудельный?
Будь прав или виновен он
Пред нашей правдою земною,
Навек он высшею рукою
В «цареубийцы» заклеймен.
Но ты, в безвременную тьму
Вдруг поглощенная со света,
Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему!..
Назло людскому суесловью
Велик и свят был жребий твой!..
Ты был богов орган живой,
Но с кровью в жилах… знойной кровью.
1-й ведущий: Философские мотивы не покидают Тютчева. Кто мы? Зачем пришли на эту землю? Не перестает задавать он себе эти вопросы.
3-й чтец:
Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает,
И огнь, сокрытый и глухой,
Слова и строки пожирает:
Так грустно тлится жизнь моя.
И с каждым днем уходит дымом;
Так постепенно гасну я
В однообразьи нестерпимом!..
О небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле,
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы – и погас!
2-й ведущий: Послушайте старинный русский романс на стихи А. А. Фета. В нем слышны истинно фетовские интонации: нежность, любовь, трепетность.
Исполняется романс «На заре ты ее не буди» на музыку А. Варламова:
На заре та ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго, долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистел соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!
1-й ведущий: Природа – действующее лицо в стихах Тютчева и Фета. Вместе с ней он грустит и смеется, разочаровывается и надеется.
4-й чтец:
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сияньи потонула
Вся смятенная земля.
Ф. И. Тютчев
5-й чтец:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А. А. Фет
2-й ведущий: Ярким примером того, как личное счастье поэта перекликается с настроением, разлитым в природе, могут служить стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…» и «Вечер» А. А. Фета.
1-й чтец:
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, – но только песня зреет.
2-й чтец читает стихотворение и уходит:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханьи ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
1-й ведущий: Как-то А. Фет объяснял своей слушательнице, что он имел в виду, когда писал: «Какая грусть! Конец аллеи. Опять серебряные змеи через сугробы поползли». Она так и не поняла, причем здесь змеи. Надеюсь, что вы поймете.
3-й чтец читает стихотворение и уходит:
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край.
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, –
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
2-й ведущий после своих слов уходит: На закате жизни человек чувствует, любит гораздо сильнее, чем в юности. Об этом думал Ф. И. Тютчев, создавая стихотворение «Последняя любовь».
4-й чтец читает стихотворение и уходит:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.
Исполняется романс «Я встретил вас» неизвестного композитора на слова Ф. И. Тютчева:
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время, время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас.
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас как бы во сне, -
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!
5-й чтец читает стихотворение и уходит:
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал – и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. но, прощаясь с римской славой,
С капитолийской высоты
Во всем величьи видел ты
Закат звезды ее кровавой!..
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые –
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир;
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Ф.И. Тютчев «Цицерон»
Пианист берет свечу, читает стихотворение и уходит:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Ф.И. Тютчев
Загорается свет. 1-й ведущий встает, подходит к фортепиано: Музыка и поэзия. Несмотря на различия этих видов искусства, между ними – много общего. И главное сходство в той цели, которой они служат: пробудить в человеке лучшее, доброе, человечное.
ПРИМЕЧАНИЯ:
САБАДАШ С. Л. – учитель русского языка и литературы, учитель-методист СШ № 63 г. Мариуполя Донецкой области