Сегодня уникальных пользователей: 13
за все время : 2687291
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
САБАДАШ С. Л. (Мариуполь)РОМАНТИКА РОМАНСА: Сценарий литературно-музыкальной композиции по поэзии Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева

10 класс

Цели и задачи:

1)    познакомить учащихся с неизвестными страницами поэзии Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, М. И. Цветаевой, Б. А. Ахмадулиной;

2)    развивать навыки выразительного чтения, умение выступать перед зрителями, поощрять творческие способности школьников;

3)    воспитывать любовь к творчеству, поэзии и музыке.

Оборудование: пианино, гитары, портреты Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева.

Рекомендации к проведению мероприятия: Чтобы обеспечить большую камерность литературного вечера, мы рекомендуем проводить его для 1-2-х классов в небольшом помещении, например, в кабинете музыки. Если среди учащихся есть играющие на музыкальных инструментах, желательно привлечь их к проведению мероприятия. (На нашем вечере звучала «живая» музыка.) Если же таковых не имеется, можно воспользоваться записанными мелодиями.

Ход мероприятия

По обе стороны от пианино стоят кресла, в них будут сидеть ведущие. Исполнители романсов располагаются за фортепиано. Чтецы читают стихи стоя.

1-й ведущий (подходит к фортепиано): Музыка и поэзия. Несмотря на различия этих видов искусства, между ними – много общего. И главное сходство в той цели, которой они служат: пробудить в человеке лучшее, человечное, доброе, что может быть дремлет в нем до поры, до времени. Что еще общего между поэзией и музыкой? Их нужно уметь слушать. Как камень разбивает стекло, так шум уничтожает чувства. Любви, нежности нужна тишина. Влюбленные только шепчутся о своей любви, потому что это тайна. Их тайна. Тайна для двоих.

1-й ведущий садится в кресло. Выходит пианист.  Звучит  «Лунная соната» Бетховена. Постепенно гасится свет, выходит 1 чтец со свечой, ставит ее на фортепиано и на фоне музыки читает стихотворение А. А. Фета «Сияла ночь»:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

 

 

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

 

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,

 

Что нет обид судьбы и  сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

1-й чтец отходит за фортепиано. На середину выходит ученица и исполняет «Романс о романсе» композитора А. Петрова на слова Б. Ахмадулиной.

Не довольно ли нам пререкаться,

Не пора ли предаться любви.

Чем старинней наивность романса,

Тем живее его соловьи.

То ль в расцвете судьбы,

То ль на склоне,

Что я знаю про век и про дни.

Отвори мне калитку в былое

И былым мое время продли.

 

Наше ныне нас нежит и рушит,

Но туманы  сирени висят,

И в мантилье из сумрачных кружев

Кто-то вечно спускается в сад.

Как влюблен он, и нежен, и статен.

Он один, отвори, поспеши.

Можно все расточить и растратить,

Но любви не отнять у души.

 

Отражен иль исторгнут роялем

Свет луны – это тайна для глаз,

Но поющий всегда отворяет

То, что было закрыто для нас.

Блик рассвета касается липы

Мне спасительны песни твои.

И куда б ни вела та калитка,

Подари, не томи, отвори.

Выходит 2-й ведущий: Вы услышали романс современного композитора Андрея Петрова на стихи Беллы Ахмадулиной из кинофильма «Жестокий романс». Что такое романс? Этот жанр не молодой. Особенной популярностью он пользовался в XIX веке. Романс не требовал профессионального исполнения. Это было домашнее, камерное пение в сопровождении гитары, фортепиано, флейты. Что привлекало и привлекает в романсе? Мелодичность, нежность, щемящая грусть, чувственность, горькие нотки разочарования, страстность, тревога и страдание.

2-й ведущий садится в кресло по другую сторону фортепиано.

1-й ведущий: На уроках литературы вы познакомились  с жизнью и творчеством И. С. Тургенева. Вы, наверное, помните, что большую часть своей жизни писатель провел за границей.

Любовь к женщине (певице Полине Виардо) приковала его к чужбине, хотя сердце рвалось к друзьям на родину, в Спасское.  Как крик души читаем в одном из последних его писем слова: «Будете на родине, в Спасском, поклонитесь за меня дубу моему – родине поклонитесь».

Сам Иван Сергеевич так и не приехал в Россию. Стихотворение «Утро туманное» и было написано под впечатлением чувств, переполнявших писателя. В каждой строчке трагедия человека, разлученного с родиной. На это стихотворение была написана замечательная музыка.

Ученица исполняет романс «Утро туманное» композитора  В. Абазы на стихи И. С. Тургенева.

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

 

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды так жадно и нежно ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

 

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая говор колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

1-й чтец:

Молчи, скрывайся и там

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, –

Любуйся ими – и молчи.

 

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

 

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи!..

«SILENTIUM!», Ф. И. Тютчев

2-й ведущий: У Ф. И. Тютчева в стихотворениях часто проскальзывают афористические выражения: «Мысль изреченная – есть ложь». Он как бы декларирует свои чувства. А как о том же самом говорит А. А. Фет? Послушаем необыкновенно лиричное стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье».

2-й чтец:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

 

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

1-й ведущий: Однажды возвращаясь домой промозглой, холодной осенью, Ф. И. Тютчев в порыве глубокой жалости к людям, обездоленным, страдающим, написал стихотворение «Слезы людские…».

3-й чтец:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, –

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

2-й ведущий: Большое место в творчестве Тютчева занимали стихотворения, навеянные любовными переживаниями. Они удивительны по тонкости душевных переживаний поэта.

4-й чтец:

Она сидела на полу

И груду  писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

 

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

 

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

 

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени, –

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

5-й чтец:

Я знал ее еще тогда,

В те баснословные года,

Как перед утренним лучом

Первоначальных дней звезда

Уж тонет в небе голубом…

 

И все еще была она

Той свежей прелести полна,

Той дорассветной темноты,

Когда, незрима, неслышна,

Роса ложится на цветы…

 

Вся жизнь ее тогда была

Так совершенна, так цела,

И так среде земной чужда,

Что, мнится, и она ушла

И скрылась в небе, как звезда.

Ученица исполняет романс «А напоследок я скажу» композитора А. Петрова на слова Б. Ахмадулиной:

А напоследок я скажу.

Прощай, любить не обязуйся,

С ума схожу иль восхожу

К высокой степени безумства.

 

Как ты любил, ты пригубил

Погибели – не в этом дело.

Как ты любил, ты погубил,

Но погубил так неумело.

 

Работу малую висок

Еще вершит, но пали руки.

И стайкою наискосок

Уходят запахи и звуки.

 

А напоследок я скажу.

1-й ведущий: Современные романсы необыкновенно созвучны по своему настроению с лирикой Тютчева и Фета, поэтому мы решили включить их  исполнение в наш урок.

Ученица исполняет романс «Под лаской плюшевого пледа» композитора А. Петрова на слова М. Цветаевой:

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? – Чья победа? –

Кто побежден?

 

Все передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том, для чего не знаю слова,

Была ль любовь?

 

Кто был охотник? – Кто – добыча?

Все дьявольски – наоборот!

Что понял, длительно мурлыча,

Сибирский кот?

 

В том поединке своеволий

Кто, в чьей руке был только мяч?

Чье сердце – Ваше ли, мое ли

Летело вскачь?

 

И все-таки – что ж это было?

Чего так хочется и жаль?

Так и не знаю: победила ль?

Побеждена ль?

1-й ведущий: А вот как звучит романс «Не уходи» композитора Н. Зубова. Автор слов неизвестен:

Не уходи, побудь со мною,

Здесь так отрадно, так светло.

Я поцелуями покрою

Уста и очи, и чело.

 

Не уходи, побудь со мною.

Я так давно тебя люблю…

Тебя я лаской огневою

И обожгу, и утомлю.

 

Не уходи, побудь со мною.

Пылает страсть в моей груди…

Восторг любви нас ждет с тобою…

Не уходи, не уходи!

2-й ведущий: В древнегреческой мифологии Элизиумом  называлось царство праведных теней, там обитали  души праведников, людей, честно проживших свою жизнь. Так назвал Ф. И. Тютчев свое стихотворение «Душа моя – Элизиум теней».

1-й чтец:

Душа моя, Элизиум теней,

Теней безмолвных, светлых и прекрасных,

Ни помыслам годины буйной сей,

Ни радостям, ни горю не причастных, –

 

Душа моя, Элизиум теней,

Что общего меж жизнью и тобою!

Меж вами, призраки минувших, лучших дней,

И сей бесчувственной толпою?..

1-й ведущий: Как потерю близкого человека воспринял Тютчев гибель А. С. Пушкина. Находясь под впечатлением этой трагедии, он пишет стихотворение «29 января 1837 г.».

2-й чтец:

Из чьей руки свинец смертельный

Поэту сердце растерзал?

Кто сей божественный фиал

Разрушил, как сосуд скудельный?

Будь прав или виновен он

Пред нашей правдою земною,

Навек он высшею рукою

В «цареубийцы» заклеймен.

 

Но ты, в безвременную тьму

Вдруг поглощенная со света,

Мир, мир тебе, о тень поэта,

Мир светлый праху твоему!..

Назло людскому суесловью

Велик и свят был жребий твой!..

Ты был богов орган живой,

Но с кровью в жилах… знойной кровью.

1-й ведущий: Философские мотивы не покидают Тютчева. Кто мы? Зачем пришли на эту землю? Не перестает задавать он себе эти вопросы.

3-й чтец:

Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает,

И огнь, сокрытый и глухой,

Слова и строки пожирает:

 

Так грустно тлится жизнь моя.

И с каждым днем уходит дымом;

Так постепенно гасну я

В однообразьи нестерпимом!..

 

О небо, если бы хоть раз

Сей пламень развился по воле,

И, не томясь, не мучась доле,

Я просиял бы – и погас!

2-й ведущий: Послушайте старинный русский романс на стихи  А. А. Фета. В нем слышны истинно фетовские интонации: нежность, любовь, трепетность.

Исполняется романс «На заре ты ее не буди» на музыку А. Варламова:

На заре та ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

 

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

 

А вчера у окна ввечеру

Долго, долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

 

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистел соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

 

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди…

На заре она сладко так спит!

1-й ведущий: Природа – действующее лицо в стихах Тютчева и Фета. Вместе с ней он грустит и смеется, разочаровывается и надеется.

4-й чтец:

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

 

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

 

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

 

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

 

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сияньи потонула

Вся смятенная земля.

Ф. И. Тютчев

 

5-й чтец:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

 

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А. А. Фет

2-й ведущий: Ярким примером того, как личное счастье поэта перекликается с настроением, разлитым в природе, могут служить стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…»  и «Вечер» А. А. Фета.

1-й чтец:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

 

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

 

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

 

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, – но только песня зреет.

2-й чтец читает стихотворение и уходит:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

 

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

 

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханьи ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

1-й ведущий: Как-то А. Фет объяснял своей слушательнице, что он имел в виду, когда  писал: «Какая грусть! Конец аллеи. Опять серебряные змеи через сугробы поползли». Она так и не поняла, причем здесь змеи. Надеюсь, что вы поймете.

3-й чтец читает стихотворение и уходит:

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

 

На небе ни клочка лазури,

В степи все гладко, все бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

 

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

 

А все надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край.

 

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста, –

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

2-й ведущий после своих слов уходит: На закате жизни человек чувствует, любит гораздо сильнее, чем в юности. Об этом думал Ф. И. Тютчев, создавая стихотворение «Последняя любовь».

4-й чтец читает стихотворение и уходит:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

 

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, –

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

 

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность.

Исполняется романс «Я встретил вас» неизвестного композитора на слова Ф. И. Тютчева:

Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время, время золотое –

И сердцу стало так тепло…

 

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

 

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас как бы во сне, -

И вот – слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

 

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, –

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!

5-й чтец читает стихотворение и уходит:

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

«Я поздно встал – и на дороге

Застигнут ночью Рима был!»

Так!.. но, прощаясь с римской славой,

С капитолийской высоты

Во всем величьи видел ты

Закат звезды ее кровавой!..

 

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые –

Его призвали всеблагие,

Как собеседника на пир;

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

Ф.И. Тютчев «Цицерон»

Пианист берет свечу,  читает стихотворение и уходит:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Ф.И. Тютчев

Загорается свет. 1-й ведущий встает, подходит к фортепиано: Музыка и поэзия. Несмотря на различия этих видов искусства, между ними – много общего. И главное сходство в той цели, которой они служат: пробудить в человеке лучшее, доброе, человечное.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Горелов А. Три судьбы. Л., 1980.
  2. Русская лирика XIX века. М., 1981.
  3. Старинные русские романсы. К., 1988.
  4. Скатов Н. Лирика Афанасия Фета (Истоки, метод, эволюция) // Далекое и близкое. М., 1991.
  5. М. Цветаева. Лирика: Стихотворения, поэмы, проза. М., 1999

 

САБАДАШ С. Л. – учитель русского языка и литературы, учитель-методист СШ № 63 г. Мариуполя Донецкой области