Сегодня уникальных пользователей: 1
за все время : 1
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
С.В.Бобыль (Днепропетровск) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ РКИ

08.07.13

Качество современного образования определяется не только объёмом получаемых знаний, но и личностными характеристиками, которые активизируют способности обучающегося к постоянному обновлению информационного диалога с социальной окружающей средой, способствуют его мобильности, позволяют быть свободным в своих поступках и ответственным за свой выбор. Признание необходимости учета потребностей и индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося стало одной из важнейших тенденций современного обучения иностранным языкам и нашло отражение в актуализации метода личностно ориентированного обучения.
Цель данной статьи – рассмотрение основ ЛОП, его мотивационных и стратегических аспектов при изучении РКИ на подготовительных факультетах технических вузов.
В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно ориентированного обучения, начиная с идей воспитания Руссо, Песталоцци, Монтессори, Ушинского. О необходимости учитывать индивидуальные особенности личности говорили и известные советские психологи: Л.В. Выготский, П.Я. Гальперин, языковеды Н.А. Алексеев, А.С. Белкин, В.В.Сериков, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др., однако только в последнее время актуализировались исследования проблемы создания и управления педагогическими системами, обеспечивающими личностно-ориентированный подход, при изучении иностранных языков в высшей школе.
Анализ современной методической литературы по теме [2, 3, 5] показывает, что ЛОП становится одним из самый востребованных на сегодняшний день подходов, поскольку ставит личность в центр процесса обучения, предоставляет приоритет индивидуальности, самооценке, основывается на уважении к мыслям обучающегося, на поощрении его активности и творческих возможностей. ЛОП – это такой тип процесса образования, при котором личность педагога и личность обучающегося, выступают как его активные и основные субъекты, находящиеся в отношениях сотрудничества, сотворчества, духовно-морального единства.
Педагогические технологии изучения иностранных языков в аспекте личностно ориентированного подхода – это комплексные образования, характеризующиеся такими составляющими, как системность, повторяемость, направленность на результат, рефлективность и адаптация. В контексте преподавания РКИ – это обучение в сотрудничестве с использованием технологий развивающего, кооперативного, интерактивного и проблемного обучения. Эти составляющие обуславливают выбор преподавателем форм и средств организации процесса обучения, ставя перед ним следующие задачи:
- создание оптимальных условий для становления личности как субъекта деятельности и общественных связей, строящего свои действия и отношения в соответствии с существующей иерархической системой личностных ценностей;
- стимулирование у студентов личных полезных мотивов деятельности, актуализация связанных с ними потребностей, подбор материала, для которого показательны новизна и практическая направленность.
Продуктивности учебного процесса при использовании ЛОП способствуют:
- диагностировка личностного опыта обучающегося, опирающаяся на его жизненный опыт (учет особенностей образовательной системы и уровня знаний, национальных и культурологических особенностей), которая позволяет учитывать и развивать исходную стратегическую компетенцию иностранных студентов, начинающих изучать РКИ;
– оптимистический подход к личности, стремление преподавателя учитывать перспективы развития личностного потенциала обучающегося и умение максимально стимулировать это развитие;
- формирование у обучающихся культуры жизнедеятельности в стране изучаемого языка, способности к самореализации в незнакомом социальном окружении, культурной идентификации, индивидуализации; стимулирование саморазвития, самообразования, самовыражения.
При обучении РКИ индивидуальные несовпадения проявляются уже на начальном этапе, во время обучения чтению и письму. Алгоритм подачи материала предусматривает: введение темы с использованием технологических приёмов, первичное закрепление на доске, комментарии с места, групповая работа и т.д. Занятие организовывается таким образом, чтобы ни одна его минута не пропала даром, чтобы в одинаковой степени были загружены и обучающиеся, легко воспринимающие материал, и те, кто в силу каких-либо причин нуждается в помощи. Поэтому наряду с алфавитом на занятии представлены дифференцированные добавочные материалы со слоговыми таблицами, интонационными конструкциями, скороговорками, добавочными текстами и.д. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам способствует выработке навыков самостоятельной работы, которая адекватна возможностям и способностям обучающихся; способствует повышению учебной мотивации всех студентов: лучшие совершенствуют свои умения и навыки, а те, кто с трудом воспринимают материал, понимают важность получаемых знаний и умений, учатся слушать и отвечать на вопросы по пройденному материалу.
На занятиях с использованием ЛОП задания выполняются поэтапно – начинают с I уровня, потом переходят к следующему. Во время выполнения задания преподаватель консультирует, помогает, разъясняет. Важно, чтобы студенты ощущали радость от преодоления языковых сложностей, чувствовали уверенность в своих знаниях, рост своих коммуникативных возможностей, что будет их стимулировать к дальнейшему овладению материалом. Студенты, выполнившие задание III уровня, становятся консультантами и подключаются к работе с отстающими.
Как показывают наблюдения, не сразу все студенты проявляют заинтересованность к новому, включаются в активную познавательную работу. Некоторым из них нужна индивидуальная помощь для осмысления того, что они уже знают и что должны узнать, насколько важен и нужен предлагаемый материал. Если сразу не выявить отстающих и не прийти им на помощь, они останутся пассивными на протяжении всего обучения и, даже выполняя общие задания, не будут быстро и системно пополнять свои языковые знания. В подобных случаях задача педагога – согласовать различный опыт обучающихся и скорректировать возникшие несовпадения, определить познавательную стратегию этой части группы в процессе познания. В таких случаях снова целесообразно предлагать индивидуальные карточки, содержащие материал, легко интегрируемый с темой занятия и подготавливающий к восприятию нового, а тем, кто идёт с опережением, предложить более сложный вариант задания.
Контроль за уровнем освоения материала проводится с помощью контрольных работ, или тестирования, при невыполнении которых, отрицательная оценка не ставится, а организуется дополнительная консультация, и студент получает аналогичное задание, но с другими исходными.
При актуализации и закреплении новой темы очень важно никого не обойти вниманием, опираясь на более подготовленных к логическим рассуждениям сильных обучающихся, не забывать о слабых, консультировать их, помогать, поощрять, задавать им вопросы, подталкивать к верным выводам. Для повышения автономности обучающихся, им предлагается использовать собственные стратегии познания, предоставляется свобода выбора заданий и использования системы самооценочных тестов.
ЛОП предъявляет высокие требования к отбору содержания обучения и его методической организации. При наполнении иноязычного содержания обучения важно подготавливать материал (аутентичные тексты, темы для обсуждения, актуальный аудиовизуальный материал), позволяющий поддерживать в ходе занятия высокий уровень мотивации, апеллирующий к личному опыту обучающихся, к их чувствам и эмоциям, побуждающий к выражению собственного мнения, оценке.
Важную роль в контексте ЛОП играет и проблемная подача материала, которая подталкивает обучающихся к размышлению, поиску информации, к привлечению собственного опыта, к самостоятельным выводам, обобщениям. Темы и задания формулируются в виде проблем, решение которых способствует развитию личности, ее самосознания, самооценки. При этом предлагаемый материал должен обеспечивать активность каждого члена группы, учитывая его возможности и индивидуальные склонности..
При использовании ЛОП предпочтение отдается групповой работе, хотя и в этом случае преподаватель предоставляет возможность выбора обучающемуся вида работы (групповая или самостоятельная). Например, при изучающем чтении текста можно, учитывая личные способности, предлагать студентам выполнение посильных функций: одному — читать текст, другому — обозначать незнакомые слова, третьему — искать их значение в словаре, четвертому — перевести предложение и т.д. Такая работа готовит обучающихся к реальной коммуникации — обмену информацией с другими группами, читавшими другие тексты, к оценочным суждениям по поводу прочитанного и услышанного от других. Функции участников группы могут меняться, так же как и её состав, главное в этом процессе – взаимодействие и взаимопомощь. Такая работа способствует развитию речевой инициативы, совершенствует коммуникативные умения.
К особенностям ЛОП следует отнести ориентацию обучающихся на самостоятельную работу, самостоятельный поиск, потому что опирается на выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения, осуществляется по личностно ориентированному плану. При этом желательно, чтобы самостоятельная работа была организована как индивидуальная творческая деятельность, но проходила под контролем уровня самостоятельного освоения материала. Тогда студент не остается без всякой помощи с непонятым материалом, ведь в этом случае даже выполнение задания не принесет никакой пользы.
Таким образом, правильная организация занятий с использованием ЛОП способствует формированию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции, которая предусматривает способность пользоваться языком как средством общения и выступать в качестве субъекта общения в «чужой» среде; повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка; предоставляет им возможность использовать полученные знания в практических ситуациях; создает предпосылки для усовершенствования и более глубокого изучения ИЯ; расширяет индивидуальный лингвистический тезаурус студентов.
Литература

[1]Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
[2]Бабічева М.Г., Степенко О.Г. Інтерактивні методи роботи в умовах комунікативно-орієнтованого навчання іноземної мови.- с 17 -22.. Наукові записки кафедри педагогики Вип. XXXVIII Ч. I – Х.: 2012 Харківський нац. Ун-т ім. В.Н. Каразіна
[3]Бондаренко В., Бондаренко Л. Особистісно орієнтований підхід до навчання російської / української мови як іноземної. // Русский язык за пределами России: лингвистический и социально-педагогический аспекты преподавания и изучения на Украине и в других странах./ Материалы VII международной научно-практической конференции. Вып. 7.- Х.: 2012. – С.42 – 45.
[4]Сериков В.В. Личностно-ориентированное обучение.// Педагогика,1994, № 5
[5]Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / Якиманская И.С. //Вопр. психологии, 1995, №2.- С.31-35.
Анотація
Стаття присвячена особливостям формування іншомовної компетенції за умови використання особистістно ориєнтованого підходу. Автор розглядає суть формування концепції особистістно ориєнтованої іншомовної освіти студентів техничних спеціальностей, аналізує головні методичні вектори навчання РЯІ в вузах за допомогою даного методу, описуює основні принципи реалізації особистісно орієнтованого підходу під час формування іншомовної комунікативної компетенції майбутніх інженерів.
Ключові слова: особистість, іншомовне спілкування, індивідуальні особливості
. Аннотация
Статья посвящена особеннностям формирования иноязычной компетенции при использовании личностно ориентированного подхода. Автор рассматривает сущность формирования концепции личностно ориентированного образования на иностранном языке студентов техничних спеціальностей, анализирует основные методические векторы изучения РКИ с помошью данного метода вузах, описует основные принципы реализации данного подхода во время формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров.
Ключевые слова: личность, иноязычное общение, индивидуальные особенности.
Summary
Article is devoted to features of formation another language of the competence at use person of the focused approach. The author considers essence of formation of the concept person of focused education in foreign language of the students of technical specialities, analyzes the basic methodical vectors of study кussian for the foreigners with help of the given method high schools, describes the basic principles of realization of the given approach during formation иноязычной of the communicative competence of the future engineers.
Key words: the person, individual features.