Сегодня уникальных пользователей: 20
за все время : 3155274
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
Рыжченко О.С. Использование интерактивной доски в процессе обучения РКИ

18.05.18.
Опубликовано: Міжнародний науково-методичний семінар «Новітні технології у викладанні мов іноземним студентам»: матеріали семінару, м. Харків, 15-16 лютого 2018 року. – Харків: ХНАДУ, 2018. – С.245-248.

Харьковский национальный университет радиоэлектроники
г. Харьков, Украина
e-mail: eradis80@gmail.com

На современном этапе преподавания русского языка как иностранного преподаватель стоит перед выбором наиболее оптимальных средств обучения, которые направлены на быстрое и эффективное усвоение иностранными студентами основных языковых норм. Для этой цели как нельзя лучше подходит использование интерактивных досок и мультимедийных средств, которые позволяют не только разнообразить занятие, сделать его интересным и увлекательным, но и повысить его информативность и мотивацию студентов. Более того, использование новейших технологий в обучении позволяет вывести на новый уровень способы контроля знаний и умений обучающихся. «Развитие информационных технологий открыло новые перспективы для преподавания иностранных языков. Применение этих технологий повышает мотивацию и познавательную активность студентов, интерес к предмету, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, устраняет психологический барьер при использовании иностранного языка как средства общения» [1; 96].
Наличие мультимедийной доски в аудитории позволяет разнообразить все этапы изучения языкового материала. «Основной задачей применения интерактивных мультимедийных технологий в учебном процессе является повышение эффективности преподавания иностранного языка разноуровневым группам учащихся. Такой вид преподавания включает и аккумулирует разнообразные стили и методы обучения, позволяя таким образом осуществлять комплексную форму освоения материала, охватывая все основные варианты подачи информации» [2].
На начальном этапе, во время презентации новой лексико-грамматической модели, преподаватель имеет возможность использовать грамматические таблицы, которые он создает, используя различные специальные эффекты, наглядно демонстрирующие возможные варианты замены падежных окончаний, построение предложений, использование предлогов в падежных формах и союзов в сложных предложениях. Подобная подача материала позволяет не только сократить время, используемое преподавателем для объяснения нового материала, но и максимально задействовать зрительную память студентов. Кроме того, интерактивная подача материала является более интересной для восприятия. Преподаватель может также использовать звуковые эффекты, которые помогут снять напряжение на занятии и сделать его веселым и развлекательным.
Использование небольших видео и аудио фрагментов также позволяет повысить эффективность процесса обучения. Особенно актуально использовать видео во время изучения глаголов движения, которые представляют трудность в усвоении иностранными студентами. Преподаватель может использовать как собственные видео-материалы, так и материалы, разработанные совместно со студентами, дать студентам задание снять видео на заданную тему, или озвучить диалог. Использование интерактивных методов обучения позволит
преподавателю повысить эффективность процесса взаимодействия преподавателя и студентов.
«Существуют мультимедиа, созданные специально для работы в аудитории. Большая часть современных учебников содержит инструменты и ресурсы для преподавателей, таких как, например, интегрированные видеосюжеты. Целью их использования является попытка добиться того, чтобы тематический видеосюжет гармонично вписался в занятие, а не являлся отдельным его элементом, кроме того у обучаемых есть возможность видеть то, как общаются люди в различных ситуациях, выражение лиц, мимику, жесты, что в совокупности позволяет создать стойкую модель речевого поведения» [1; 96].
На продвинутом этапе обучения русскому языку как иностранному преподаватель может предложить студентам сделать презентацию на заданную тему. Очень эффективно использование интерактивной доски для проведения студенческих конференций, во время которых студенты не только рассказывают, но и презентуют свои материалы. Во время проведения занятия преподаватель также может дать студентам задание презентовать лексическую тему, что подразумевает устный рассказ, который подкрепляется презентацией. К примеру, студентам можно предложить рассказать о своей семье, своем городе, своей стране, а также показать фотографии. Студенты могут снять, а впоследствии показать на занятии видео, которое презентует их знакомство с новым городом, новой страной, новой культурой.
«Выполнение проектов также хороший способ интеграции мультимедиа в аудитории. Примерами проектов, которые естественным образом интегрируют мультимедиа в аудитории, могут являться следующие проекты: создание фото истории, дубляж фильма, запись аудио в соответствии с тематикой занятия (в компании, в автосервисе и пр., в магазине, на выставке)» [1; 97].
Использование интерактивных досок довольно эффективно и на этапе контроля уровня усвоения материала. Преподаватель может предложить студентам прослушать или просмотреть фрагменты с последующим выполнением заданий. К примеру, можно предложить студентам заполнить пропуски в предложениях, используя данные слова или фразы, расставить слова в нужном порядке, выбрать правильный вариант из предложенных двух или трех вариантов. Также можно предложить студентам видеофрагмент и фразы, которые максимально описывают смысл увиденного. Студенты могут выполнить задание как вместе на доске, так и индивидуально на раздаточном материале.
Использование интерактивных досок позволяет выйти на новый уровень преподавания русского языка как иностранного. Интерактивные методы обучения в комплексе с интерактивными средствами обучения позволяют сделать процесс обучения более интенсивным, информативным и продуктивным. За более короткий промежуток времени студенты усваивают больше материала, потому что интерактивное обучение позволяет студентам слышать и понимать «живую речь» от разных носителей уже в аудитории. Они включаются в процесс общения на уроке, что облегчает общение на улице и в бытовой сфере.
Литература:
1. Чистобаева Л.В. Использование мобильных мультимедийных устройств для аудиторного обучения иностранному языку в ВУЗе /
Л.В. Чистобаева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2015. – №4. – С.95-98.
2. Яценко Е.Ю. Использование информационных технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс] /
Е.Ю. Яценко // Материалы интернет-конференции «Информационные системы поддержки образовательной, научно-образовательной и практической деятельности образовательного учреждения». – Режим доступа:

http://www.fcoit.ru/internet_conference.