Сегодня уникальных пользователей: 1
за все время : 1
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
Работа с медиатекстом на уроке русского языка и литературы

03.02.14
Марина Эдуардовна Подгайная,
учитель русского языка и литературы, учитель-методист Херсонской специализированной школы№24, дипломант Всеукраинского конкурса «Учитель года-2013» в номинации «Русский язык», член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России

Сегодня много говорят о том, что урок должен быть современным. При этом каждый, вероятно, вкладывает в слово «современный» то, что максимально характеризует образовательное пространство XXI века – инновации. И это, безусловно, правильно, но не будем забывать, что современный урок – это прежде всего интересный урок.
А когда мы называем урок интересным, за счет каких ресурсов его можно сделать интересным? Известно, что это личность учителя (кто?), материал, с которым он идет на урок (что?), и методы и приемы работы с классом (как?). Из этих трех условий (вопросов), мне кажется, в абсолютной власти учителя третий – как построить урок таким образом, чтобы он привлек внимание подростка, как приковать его взгляд к материалу, который полагается разобрать с детьми сегодня? Если выражение «приковать взгляд» воспринять буквально, то становится понятно: на уроке обязательно должен присутствовать современный визуальный ряд, что позволит учителю говорить со своими учеником на общем языке.
В педагогической прессе много пишут о том, что наши дети практически живут в цифровом пространстве, которое, увы, нельзя охарактеризовать как безукоризненное. Поэтому очень важной представляется работа с привлечением элементов медиапедагогики. Это дает возможность развивать критическое мышление подростков, учит их анализировать, интерпретировать медиатекст и давать ему оценку. Кроме того, медиаобразование позволяет формировать творческие, коммуникативные способности, обучать различным формам самовыражения, что особенно актуально на уроках русского языка и литературы.
Далее я попытаюсь прокомментировать те виды совместной работы с учениками, которые позволяют использовать медиатекст в образовательных целях.
 Аналитическая работа с интернетной прессой, в том числе и с такими материалами, которые не отличаются достоверностью.
Например, очень серьезным и актуальным кажется материал, размещенный на таком ресурсе: http://fognews.ru/russkij-yazyk-bolshe-ne-yazyk.html
Судите сами:
Русский язык больше не язык
«Институт лингвистики в Тарту (бывшая Академия языковедения СССР) объявил, что русский язык в течение ближайшего года может быть исключен из списка языков мира…»
«…Если в течение 2013 года картина не изменится, то русский язык будет объявлен мертвым языком, со всеми вытекающими из этого последствиями…»
Здесь приведены только две выдержки из, как на первый взгляд кажется, полезной статьи. Однако, если начать задавать критические вопросы, то становится очевидным, что и академии такой никогда не было, и год 2013 уже прошел (статью я нашла в августе 2012). Перед нами так называемый фейк, т. е. заведомо ложная информация, – подобного рода провокации довольно часто встречаются в Интернете, и нужно учить детей критически воспринимать медиатекст.

 Создание собственных текстов (статья на сайте, блог, пост в социальных сетях).

 Использование на уроках информации, полученной на форумах, создание собственного форума.
Например, форум «Обсуждение литературных произведений ~ тема: “Фауст”». Дальше привожу лишь несколько постов:
«Классическое произведение… Но, заслуги многих классиков сейчас ставятся под сомнение. Обсудим? Все ли согласятся назвать эту книгу шедевром?»
«Адназначно шедевр!»
«Ух, ты! Меня приятно удивили эти люди, что читали Гёте. Респект всем. А сам я лишь ознокамливаюсь с ним, сейчас читаю “Фуста”. Вслух. Я не ошибся выбором, но пока ничего конкретного о произведении сказать не могу… Но сюда я обезательно вернусь, чтобы выразить свое мнение!»
Как вы заметили, стилистика, грамматика высказываний представлены в «авторском» виде – почему не воспользоваться еще одним поводом повторить правила правописания, а заодно и посмеяться над незадачливыми «специалистами». Затем предлагаю своим ученика тоже высказаться, создать собственный форум: «Обсуждение литературных произведений в 10-А классе ~ тема: “Фауст”», и они живо откликнулись:
Кристина: …неизгладимое впечатление. «Фауст» – трагедия, которая учит жизни.
Алина: Мефистофель выражается очень интересно и необычно. Мне он показался более ярким персонажем среди остальных.
Богдан: Читая это произведение, всегда ставишь себя на место Фауста и не знаешь, как бы повел себя. Советую всем прочитать и испытать эти чувства.
Наталья: «Фауст» очень увлекательное творение, его легко читать, и даже не замечаешь, как истекает время.
Конечно, мои ученики, вдоволь посмеявшись над ошибками своих современников, уже старались писать более грамотно, тщательно подбирая слова.

 Создание креолизованного текста (инфографика, мотиватор, демотиватор, рекламный постер, афиша, плакат и т. п.).

 Создание сайта/страницы писателя/героя литературного произведения (в том числе в социальных сетях – Вконтакте, Фэйсбук, Одноклассники, Мэйл.ру). В качестве образца можно ориентироваться на общеизвестные российские проекты “Читай книги – будь личностью!” и «Лицо. Рука. Книга». Русская литература языком «Фейсбука».
Учитель литературы редко обходится на уроках без экранизаций классических произведений, но чаще такая работа носит репродуктивных характер: посмотрели, пересказали, нашли отличия между художественным текстом и фильмом и, пожалуй, все. Мне кажется, что использованный видеофрагмент с такой целью скорее играет роль технического средства обучения и говорить о медиаобразовании пока рано. Гораздо эффективнее будет использование эпизода фильма лишь тогда, когда мы построим нашу работу аналитически, продуктивно. Вот как можно это сделать.

 Создание трейлера (по сути, рекламного ролика) к изучаемому произведению с использованием возможностей кинематографа.

 «Нарезка» кадров фильма-экранизации, отвечающих медиазадачам урока.

 Использование коротких анимационных фильмов с целью анализа, интерпретации, создания собственного текста (написание сценария, диалогов, монологов героев, озвучивание сюжета, синхронный комментарий увиденного, сочинение рассказа по данному сюжету, сочинение-рассуждение). В Интернете можно найти коротенькие анимационные фильмы без слов – все эти перечисленные задания применимы к такого рода миниатюрам.

 Самостоятельная работа ученика в качестве создателя собственных видеосюжетов (работа сценариста, режиссера, оператора, актера). Например, мои ученики на мобильный телефон сняли фильм «Нужно ли изучать русский язык» – вопрос, который у нас часто является темой политических спекуляций. Излишне говорить, что фильм очень понравился одноклассникам и моим коллегам.

 Аналитическая работа с фрагментом видео, фильма. Пример – фрагмент фильма «Джентльмены удачи», в котором герой Леонова заставляет своего подопечного перевести фразу с воровского жаргона на «нормальный язык». Перед просмотром учащиеся получают задание подготовить вопросы к просмотренному фрагменту (тема «Стилистические возможности лексических средств», 10 класс). Вот какие вопросы прозвучали:
– Над чем смеется зритель? Какие особенности речи персонажей кажутся смешными?
– Почему герой Леонова злится и категорически возражает против употребления жаргона?
– Во время записи фразы герой напоминает об орфографии и пунктуации – какие правила можно вспомнить в этом эпизоде? Давайте повторим эти правила!
– Герой Леонова заставляет своего подопечного «перевести» сказанную им фразу. С какого языка на какой?
– Почему для героя это важно, чтобы люди говорили грамотно?
– Нужен ли такой перевод?
Таких вопросов может быть много, встречаются и провокационные, но учитель, взявший на вооружение медиатекст, должен быть готов к провокативным замечаниям.

 Анализ текстов рекламных роликов на уроках языка, создание собственных рекламных текстов.

 Акция «Лови ошибку», во время которой создают «банк ошибок», «пойманных» в Интернете, в СМИ, в городских объявлениях (нашедший должен сделать скриншот интернет-страницы, фотографию газетной/журнальной статьи, объявления или надписи на асфальте).
Что дает такое обращение к медиатексту на уроке русского языка и литературы? Во-первых, это весело, это делает урок интересным, современным, насыщенным – нет равнодушных; во-вторых, дети учатся критически мыслить; в-третьих, развиваются их творческие способности – на уроке возникает атмосфера успеха.
Можно было бы не перечислять все плюсы применения элементов медиаобразования, а сказать лишь самое главное, и здесь уместно обратиться за помощью к Антуану де Сент-Экзюпери: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль…»
Медиаобразование дает возможность повысить мотивацию в обучении, а это, на мой взгляд, самое трудное и самое важное в педагогике – заразить учеников «стремлением к бесконечному морю». И тогда они сами построят корабль.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галченков А. С. Выявление уровня медиакомпетентности учащихся
5- х, 6-х классов // Сборник с материалами конференции «Традиции и инновации в становлении современной школы: опыт славянского образовательного пространства», Херсон, 2012, – 138 с.

2. Рабочие программы факультативного курса “Медиаобразование” для учащихся общеобразовательных школ. Автор/создатель: Галченков А.С., Барабаш О.Б. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/114/77114/58221

3. Граник Г. Г. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: Астрель, АСТ, 2003. – 352 с.