Сегодня уникальных пользователей: 1
за все время : 1
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
Диасамидзе Л. Общий подход и основные принципы обучения и образования в вузе (на отделении европеистики)

22.06.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 81-87.

Главная мысль предлагаемой концепции обучения и образования на отделении европеистики состоит в необходимости преподавания языка в первую очередь, через культуру. Идеологическая основа этой концепции опирается на справедливую мысль, высказанную грузинским философом М. К. Мамардашвили: «Разделение науки, техники и культуры породили безнравственную науку» [2:154]. Обучение через культуру вообще, т.е. через мировую культуру, в частности, культуру страны изучаемого языка, должно проходить под девизом «Всё познаётся в сравнении», т.е. в сравнении с национальной культурой. Предлагаемый культурологический подход к изучению и преподаванию языка объясняется следующими положениями:
1. Не следует изучать язык в отрыве от общества, на котором оно говорит.
2. В период взрыва технологий наши современники, а молодёжь в особенности, подвергаются мощному воздействию видео и аудиокультуры, причём в большинстве своём коммерческой. Ей необходимо противопоставить истинные народные духовные ценности через изучаемый язык в сравнении с ценностями национальной культуры.
3. Научно-технический прогресс неразрывно связан с духовным регрессом; здесь существует достаточно жёсткая зависимость. При этом под прогрессом понимается прежде всего изменение человеческой души к лучшему, чему служит изучение мировой литературы. К сожалению, чтение её становится уделом избранных людей, а чтение на иностранном языке тем более.
4. Поэтому необходимо раздвинуть границы гетто на уровне сознания, которые зачастую создают себе люди, путём изучения не только второго иностранного языка, но и культуры его народа.
5. Необходимость изучения языка в культурном контексте связано также с популяризацией завоеваний мировой культуры, литературы и искусства, которые призваны усилить мотивацию студентов; при этом следует обязательно учитывать национальные особенности этнокультурного восприятия.
6. Такой подход способствует формированию толерантного отношения к представителям других культур, а также обогащению внутреннего мира студента, расширению его кругозора.
Этой основной идее следует подчинить все этапы профессиональной подготовки студентов: от навыков тематического ситуационного общения до знакомства с достижениями культуры, науки и техники изучаемой цивилизации и её менталитета через язык. Практический эффект состоит в умении студентов адекватно реагировать в межкультурных ситуациях.
За рубежом широко распространена модель обогащающего образования известного американского учёного Дж. Рензулли « Три вида обогащения учебных программ», в которой он указывает в качестве основных задач : 1) заинтересовать, 2)сориентировать программу на специальное развитие мышления личности, 3) самостоятельное исследование и решение творческих задач. Эти виды обогащения соответствуют основным задачам обучения студентов бакалавриата, магистратуры и докторантуры [3 : 218].
85
Целью реформы современной высшей школы является преобразование содержательности основных этапов подготовки специалистов. В зависимости от поставленных перед каждым этапом задач, они должны, по нашему мнению, вооружить студентов:
на I этапе обучения (бакалавриат) знанием стандартного литературного языка и вводными понятиями филологии;
на II этапе обучения (магистратура) предполагается более узкая специализация в избранном направлении лингвистики и углуб-
ление основ теоретических знаний. Упор делается также на изучение инструментария, обшей методологии и приёмов лингвистических исследований;
Планирование и обновление работы факультета европеистики должно осуществляться комплексным подходом, который предполагает:
1. обновление и пересмотр, наряду с чёткой постановкой целей и задач обучения каждого из трёх этапов подготовки специалиста высокой квалификации;
2. ежегодный пересмотр и внесение корректив в силлабусы и содержание учебного процесса, составляющих структуру курса обучения;
3. регулярное повышение профессионального уровня и мастерства педагогов, планирование и поэтапная сдача многоуровневых программ типа TOEFL в английском языке или DELF-DALF во французском языке;
4. обновление дидактического материала может осуществляться на основе материально-технической базы факультета и с помощью презентации новейшего дидактического материала, поставляемого соответствующими посольствами.
Отметим, что первая, начальная ступень обучения предполагает максимально частый контакт с преподавателем. Осуществление этого подхода на начальном этапе бакалавриата возможно через обучение студентов различным речевым клише. Особое внимание следует уделять также аудированию языков, содержащих значительное количество омонимов (английский, французский). Особую сложность при этом, как известно, представляют компоненты аудирования речи, отмеченной неполным типом произношения. По мере приобретения навыков самостоятельной работы должен произойти плавный переход ко всё более самостоятельной работе с учебным материалом, что предусматривает увеличение индивидуальных консультативных занятий. На всех этапах обучения должна найти широкое применение так называемая технология продуктивного самообучения, при которой студент, согласно этимологии этого слова, должен старательно и усердно учиться, а не быть, как это часто происходит, «функциональным персонажем» учебного процесса.
Для внедрения вышеназванной концепции культурологического подхода к изучению и преподаванию иностранных языков, предлагаем сделать упор на следующие принципы обучения:
1. Принцип интерактивности
Желательно максимально перейти на методическую интерактивную модель обучения, направленную на независимую активность студентов первой и второй ступеней обучения. При этом студентам предоставляется возможность находить нужную информацию самостоятельно или из предложенного списка. Широко используются различные виды интерактивных методов: мозговой штурм, работа небольшими группами или в парах и др., которые способны активизировать познавательную и мнемоническую деятельность студентов.
Эта новая педагогическая технология делает упор на саморазвитие и по возможности, самосовершенствование, без которых теряется дидактическая цель процесса учения/обучения. При этом главенствующая роль должна принадлежать первому компоненту, т.е. собственно учению. Только при таком подходе можно говорить о ступенях обучения, как о взаимосвязанных этапах системы развивающего обучения.
86
2. Принцип компьютеризации обучения
На первом курсе бакалавриата желательно увеличить количество часов отданных на работу с компьютером, а в конце первого же семестра провести экзамен. Возможно использование соответствующих обучающих программ и распределение их по степени сложности (I,II,III и IV степени, согласно курсу обучения на бакалавриате). В них должны быть ясно представлены цели и задачи каждого этапа и умения, навыки, которыми должен владеть студент по окончании каждого этапа. Материально-техническая база университета постоянно пополняется новейшими аудио, видео и материалами Инета, в соответствии с динамикой и логической последовательностью вопросов, связанных с изучением языков.
3. Принцип сотрудничества или кооперации
При интерактивных и коммуникативных методах обучения иностранным языкам изменилась роль преподавателя. На повестке дня стоит задача сотрудничества преподавателя со студентами и обязательный учёт их индивидуальных наклонностей и интересов, особенностей памяти и уровня владения языком при возросшей самостоятельности студентов. Эта задача может быть осуществлена при составлении индивидуальной программы обучения каждого студента, которая им обдумывается и планируется совместно с преподавателем на будущий год.
В эту индивидуальную программу должен обязательно войти minimum литературы по специальности: a)теоретической, б)художественной, в)публицис- тической, г) просмотр с последующим обсуждением художественных кинолент золотого фонда и тематических документальных, д) дословное воспроизведение поэтических и художественных текстов классиков по выбору студентов. Эта индивидуальная программа должна быть составлена для неаудиторных часов студента и оцениваться наряду с аудиторными часами. В результате выставляется общая оценка в баллах как итог коллективного труда в группе под руководством преподавателя и что немаловажно – самостоятельной работы студента по избранной специальности, как в бакалавриате, так и в магистратуре.
4. Принцип эмотивного обучения
Различные проявления комического лишь недавно стали объектом лингвистической деятельности. Тем не менее, ни в чём так не проявляется душа народа, его менталитет и актуальные проблемы, как в том , над чем и как он смеётся. В связи с этим, представляется актуальным использовать все аспекты и формы комического (шутки, афоризмы, анекдоты, каламбуры) в процессе обучения, как нечто неразрывно связанное с духовностью народа, его культурой, в частности, в спецкурсах. Посвящённые этой проблематике новые учебные пособия могли бы в комплексе быть использованы на всех специальностях при условии их предварительной апробации на спецкурсах и других практических занятиях.
5. Принцип изучения «нестандартного» языка
До недавних пор изучение иностранных языков проводилось в основном, как языков письменных; изучался только литературный язык с его стандартной нормой. Между тем, размытость стилевых границ диктует необходимость изучения «нестандартного» иностранного языка во всём его многообразии. Этому должен быть посвящён спецкурс по особенностям разговорной речи во всех её аспектах, включая школьный жаргон и молодёжный сленг, в особенности, в период обучения в магистратуре.
Таким образом, расширение и многообразие арсенала используемых подходов и принципов призвано способствовать эффективности образовательного процесса в вузе, имеющего своей целью формирование эрудированного и грамотного в своей сфере деятельности специалиста.
87
Литература:
1. Асророва М.У. Модульные технологии обучения в вузе. В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Чита. Издательство «Молодой учёный», 2016. С.154-156.
2. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Москва. Издательство «Лабиринт», 1996. С.7-154;17.
3. Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащающего обучения. В книге: Основы современной концепции творчества и одарённости. Под редакцией Д.Б. Богоявленской. Москва. Издательство «Молодая гвардия», 1997. С. 214-242.