В образовательном пространстве Украины происходят фундаментальные изменения. В Государственном стандарте среднего образования нашли отражение новое содержание обучения, новые подходы к обучению. Создаются новые программы и учебники, отражающие требования времени, ориентированные на развитие личности учащегося, его творческих способностей.
Современный учебный процесс представляет неразрывное единство трёх составляющих:
– информационной (передача, приём, накопление, преобразование, хранение и применение информации – содержания обучения);
– психологической (становление и развитие человеческой индивидуальности);
– кибернетической (управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых)1 (1, 9).
Длительное время главная цель школьного образования состояла в формировании у учащихся знаний основ наук. Но сегодня всё чаще и чаще мы говорим о личностно-ориентированном обучении и задачу школы видим прежде всего в том, чтобы научить школьника учиться, развивая его познавательные и созидательные возможности.
При всех новых тенденциях, подходах, принципах неизменной остаётся основная организационная форма обучения русскому языку в школе – урок. Именно урок, являясь наименьшей единицей учебного процесса, реализует часть его целей и содержания, обеспечивает прочное и осознанное усвоение учебного материала.
Итак, современный урок русского языка. Что такое урок мы уже выяснили. Попытаемся разобраться, что значит современный урок. Современный – относящийся к настоящему времени. Тогда все уроки современные. Очевидно, «современный» употребляется не во временном, а в качественном (переносно-оценочном) значении. Современный – соответствующий уровню своего века, не отсталый. Современная техника, современный человек, современный урок. Таким образом, современный урок – это урок, отвечающий требованиям времени, современной парадигме образования.
Изменяются цели, содержание учебного процесса – изменяется и урок. Неизменным остаётся требование прочного и осознанного усвоения учебного материала; неизменна и основная организационная форма обучения – урок.
Что значит современный урок русского языка? Какие требования мы предъявляем к нему? Что же остаётся неизменным и что изменяется в уроке? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Современный урок русского языка – это, прежде всего, высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность учащегося, формируется гуманистическое мировоззрение школьника на основе овладения им оптимальным объёмом знаний науки о языке, развития всего комплекса умений (учебно-языковых, нормативных, коммуникативных и правописных) и творческого применения приобретённых знаний и умений.
Как же добиться максимальной эффективности урока?
Михаил Трофимович Баранов на этот вопрос отвечал следующим образом: «На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учёта научно-методических положений режиссура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение учителем этой режиссуры, т. е. своего плана»2.
Как видим, значительное место учёный отводит методической грамотности учителя, которая состоит в умении отразить содержание урока в его структуре, и методическому мастерству, позволяющему осуществить урок в единстве содержания и формы. Заметим, что методическое мастерство возможно только на основе методической грамотности.
«Главное в уроке – его содержание», – подчёркивает известный украинский учёный-методист Александр Михайлович Беляев3. Но только чёткая структура урока позволяет реализовать содержание за счёт рационального использования времени и оптимального сочетания различных методов и приёмов обучения.
Структура урока характеризуется его составом, последовательностью и взаимообусловленностью составных частей, их внутренней и внешней связью.
Урок как единица учебного процесса складывается из определённых частей – относительно самостоятельных видов совместной деятельности учителя и учащихся, которые в методике принято называть структурными элементами урока. Каждый структурный элемент выполняет свои, специфические функции и обладает собственным содержанием, но в то же время служит общим целям урока.
В современной методике выделяются следующие структурные элементы урока:
– организационный момент;
– проверка домашнего задания;
– объяснение нового материала;
– формирование умений и навыков;
– задание домашней работы;
– подведение итогов урока.
Представим структуру урока в виде схемы, а структурные элементы, их функции, содержание, методы и приёмы – в виде таблицы.
Тема(дана в программе, определяет содержание урока) ↓ Цели(даны в программе, определяют тип урока) ↓ Тип урока(определяет структуру урока, методы и приёмы работы на уроке) ↓ Структура урока (совокупность структурных элементов)
I. Организационный момент↕ II. Проверка домашнего задания1. Проверка устного домашнего задания 2. Проверка письменного домашнего задания ↕ III. Объяснение нового материала 1. Наблюдение над языком 2. Формулировка выводов 3. Чтение теоретического материала по учебнику 4. Первоначальное закрепление ↕ IV. Формирование умений и навыков(выполнение тренировочных упражнений) 1. Упражнения на опознавание изучаемых явлений 2. Упражнения на трансформацию, классификацию и т. д. 3. Упражнения на использование изучаемых явлений в собственных высказываниях ↕ V. Задание домашней работы↕ VI. Итог урока |
Структурные элементы урока
Структурный элемент |
Функции |
Содержание |
Методы и приёмы |
Организации-онный момент |
Мобилизация учащихся, создание у них рабочего, творческого настроения. |
Объявление темы, постановка задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. |
Слово учителя, беседа, упражнения. |
Проверка домашнего задания |
Выяснение степени осознанности усвоения пройденного, проверка правильности выполнения домашней работы. |
Проверка усвоения знаний: ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного положения; применение усвоенных знаний к данным примерам, составление таблиц, заполнение их соответствующими примерами; связное сообщение ученика о языковом явлении; проверка письменного домашнего задания. |
Беседа (опрос). |
Объяснение нового материала |
Раскрытие существенных признаков изучаемых явлений, обучение школьников умению применять на практике полученные знания. |
Ознакомление с новым речевым или языковым явлением, усвоение алгоритма применения. |
Наблюде-ние над языком, слово учителя, чтение теорети-ческого материала учебника, беседа. |
Формиро-вание умений и навыков |
Закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми умениями. |
Выполнение упражнений. |
Упражнения. |
Задание домашней работы |
Подготовка к восприятию домашнего задания, разъяснение его сути. |
Задание теоретического материала и практической работы. |
Слово учителя. |
Подведение итогов урока |
Выяснение степени осознанности усвоения учебного материала урока. |
Ответы на вопросы, требующие осмысленного ответа. |
Беседа, слово учителя, упражне-ния. |
Структура урока (элементы, их последовательность и взаимосвязь), как и тип урока, определяется его целями, характером изучаемого материала, степенью подготовленности учащихся.
Александр Михайлович Беляев подчёркивал: «… каждый урок должен иметь свою чётко определённую структуру, отличаться целостностью, внутренней связью, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся»4. Но в то же время, считал учёный, структура урока не есть что-то застывшее, неизменное: возможны различные комбинации его частей и способы их развёртывания.
Так, например, на уроках формирования умений и навыков, повторения, обобщения и систематизации изученного такой структурный элемент, как объяснение нового материала, отсутствует, а урок объяснения нового материала, если с него начинается новый раздел, может не включать проверку домашнего задания. Проверка домашнего задания может проводиться и после закрепления изученного материала, конечно же, в том случае, если изучаемый материал органично не связан с предыдущей темой и т. д. Как видим, возможны различные комбинации структурных элементов урока, и это вполне естественно.
Успех в обучении связан с творчеством учителя, с поиском новых форм, эффективных методов и приёмов работы, т. е. способов развёртывания структурных элементов урока.
Именно в поисках и совершенствовании различных способов методического наполнения структурных элементов урока должна, на наш взгляд, развиваться методика современного урока.
Так, например, организационный момент может проводиться на уроке по-разному. Проиллюстрируем это на конкретном примере.
Тема урока «Слово и его лексическое значение».
Оргмомент 1.
Слово учителя. Нас окружает множество предметов, которые совершают различные действия, обладают определёнными качествами. Для называния всего этого в русском языке существует огромное количество слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словах и их значениях. Тема нашего урока: «Слово и его лексическое значение».
Оргмомент 2.
Решение кроссворда.
По горизонтали:
1. Стихотворное произведение для пения.
2. Дикое, хищное животное.
Во вертикали:
1. Демонстрация, возможность просмотра, ознакомления.
2. Металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна.
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|||
2 |
|
|
|
|
Ответ на вопрос. Почему вы смогли решить кроссворд?
Слово учителя. Действительно, вы смогли решить кроссворд, потому что я называла значение, а вы по нему легко узнавали слово. Сегодня на уроке мы поговорим о слове и его значении. Тема нашего урока: «Слово и его лексическое значение».
Оргмомент 3.
Слово учителя с элементами беседы. Ребята, послушайте стихотворение И. Токмаковой.
Ложка – это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово – плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова –
У кошки – семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка- это тряпка. Вот прыгает и скачет –
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…
Шапка – это шапка. И ничего не значит
Оделся и пошёл. Плим, плим, плим…
– Как вы думаете, «плим» – это слово? После ответов учащихся учитель говорит о том, что в конце урока, после изучения темы «Слово и его лексическое значение» ученики смогут ответить на вопрос, почему «плим» не является словом.
Оргмомент 4.
Работа с учебником.
– Откройте учебник на с. 122 (Быкова К. И., Давидюк Л. В., Снитко Е. С.), прочитайте небольшой текст. После чтения материала учебника учитель объявляет тему урока: «Слово и его лексическое значение».
Мы привели лишь четыре возможных варианта оргмомента урока на тему: «Слово и его лексическое значение», но на самом деле их бесконечное множество, как и бесконечное множество вариантов других уроков, их структурных элементов, потому что в центре каждого урока – личность учителя. Известный венгерский математик и педагог Дьёрдь Пойа писал: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». Хороший учитель – учитель творческий, ищущий. Только свободный, творческий, уважающий других человек может воспитывать такие же качества у своих учеников. В поисках оптимальных путей усвоения знаний, творческих решений проблем обучения учителю необходимо помнить о главной задаче – формировании гуманистического мировоззрения, духовного мира, моральных и эстетических ценностей учащихся.
Остановимся на требованиях к современному уроку русского языка. Традиционно к уроку предъявляется ряд требований, среди которых выделяются четыре группы: дидактические (постановка целей и задач урока, а также определение пути их достижения; чёткая структура урока, которая позволяет обеспечить познавательную активность учащихся и рациональное сочетание методов обучения; использование межпредметного материала; преемственность и перспективность в обучении и др.), психологические (учёт возрастных и психологических особенностей учащихся; учёт психического состояния учителя и учащихся; создание положительных мотивов учения, атмосферы творческого сотрудничества и др.), воспитательные (воспитание культуры учебного труда; воспитание средствами дидактического материала и др.) и гигиенические (соблюдение в классе гигиенических норм; перемена видов деятельности учащихся на уроке и др.). Они хорошо известны нашим читателям, и соблюдение этих требований, бесспорно, необходимо. Однако обратимся к требованиям, которые, на наш взгляд, действительно сделают урок современным.
Поскольку урок представляет собой речевое событие, мы сочли возможным сформулировать требования к современному уроку русского языка на основе законов современной общей риторики.
Современный урок представляет собой диалогическое взаимодействие учителя и учащихся, при котором учащийся из объекта обучения превращается в его субъект. Таким образом, ученик – не пассивный объект, которому учитель должен передать определённую сумму знаний; на уроке и учитель, и учащиеся – активные деятели, субъекты процесса обучения. Задача учителя – установить гармонические и двусторонние отношения с учащимися, организовать их познавательную деятельность, пробудить творческую активность. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».
Следующее требование состоит в том, что учителю необходимо сообщать учащимся о «маршруте» совместного продвижения от начала урока к его концу; ученик с помощью учителя должен быть сориентирован в «пространстве» урока, он должен чувствовать, как вместе с учителем продвигается к поставленной цели. Для этого учитель в начале урока сообщает цель и ставит конкретные задачи, по мере реализации которых учащиеся подводят промежуточные итоги и к концу урока достигают поставленной цели. Чувство движения у учащихся создается общей структурой урока, тактикой его организации. Сам принцип построения урока создаёт ощущение движения к цели. Структура урока должна быть ясной не только для учителя, но и для ученика. Ученик должен представлять себе, куда он «идёт» вместе с учителем и в каком месте «маршрута» урока он находится.
Урок должен быть эмоциональным. Учитель не может оставаться равнодушным к тому, о чём он говорит на уроке. Основное качество учителя – любовь – любовь к своим ученикам, к своему предмету. Лев Николаевич Толстой писал: «…Учителю необходимо обладать качеством, которое восполняет всякое искусство учительское <…>, ибо с таким качеством учитель легко приобретает недостающее знание <…>. Качество – это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошо учить, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если он соединил в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
И последнее, урок должен доставлять удовольствие и учителю, и ученику. Эффективный урок – это урок, на котором интересно и учителю, и ученику. Задача учителя – формировать устойчивые познавательные интересы учащихся. Эта задача на уроке может быть решена путём использования индуктивного способа овладения новыми знаниями, выделения в языковом материале интересных (занимательных) фактов, использования проблемных и игровых заданий, иллюстративного материала: рисунков, схем, иллюстраций, таблиц.
В одной из своих миниатюр известный русский писатель Владимир Солоухин рассказывает о случае, происшедшем с европейскими туристами в Японии: их привезли на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили там на несколько часов. А когда туристы возроптали: «Мы приехали в Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», – японцы вежливо возразили и показали программу. В программе было записано: с 9 утра до 11.30 – любование.
Любование… В этом весь секрет постижения красоты, т. е. то, о чём говорил и Николай Рыленков: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, чтоб в душу созвучья нахлынули дружно…».
Урок русского языка (и помимо всего прочего, и прежде всего) должен быть уроком-любованием, уроком постижения красоты русского языка, его неисчерпаемых возможностей. На каждом уроке школьникам необходимо «всматриваться и вслушиваться» в язык, и тогда придёт понимание его законов, его правил, его системы. И чтобы помочь ученикам «всмотреться и вслушаться» в язык, учитель должен знать требования к современному уроку русского языка, теорию урока, логику его построения, назначение каждого структурного элемента5.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактвных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. Волгоград, 2007. С. 9.
2. Баранов М. Т. Организация учебного процесса по русскому языку в школе // Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова. М., 1990. С. 101
3. Біляєв О. М. Сучасний урок української мови. К., 1981. С. 5.
4. Там же. С. 44.
5. В последнее время после продолжительного затишья в России стали появляться теоретические работы по методике преподавания русского языка, среди которых есть пособия, заслуживающие внимания украинских учёных, преподавателей методики, методистов, учителей: Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. М.: Академический проект, 2006; Теория и практика обучения русскому языку: Учебн. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Е. А. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др. / Под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Издательский центр «Академия», 2005; 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007; Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. / Под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004; Титов В. А. Методика преподавания русского языка: Конспекты лекций. М.: «Приор – издат», 2005; Шатова Е. Г. Уроки русского языка в современной школе: типы, структура, методика. М.: Дрофа, 2007; Гац И. Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях. М.: Дрофа, 2007.
ДАВИДЮК Л.В. (Киев) – канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и мировой литературы Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова