Сегодня уникальных пользователей: 188
за все время : 3294873
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
Черногорская Н.Г. Инновационные тренды в методике преподавания РКИ

23.02.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 323-325.

Педагогические технологии представляют собою научно обоснованную и продуктивную совокупность профессионального инструментария, использование которого позволяет преподавателю достигать высокого уровня эффективности в достижении поставленной им цели. Признаком традиционных технологий является организация педагогической работы в системе субъект-объектных отношений, которые устанавливаются между преподавателем и учащимся, доминирующей целью которых является обучение, воспитание и развитие. Инновационные педагогические технологии как целесообразная совокупность педагогических принципов, форм, способов, методов и приемов обучения и воспитания, позволяет формировать и развивать личность учащегося комплексно [1, с.30]. Появление инновационных методических подходов к преподаванию русского языка как иностранного явилось следствием изменения на рубеже последних двадцати лет лингводидактической парадигмы, суть которой отразилась в следующем: «современная методическая система преподавания русского языка как иностранного ориентирует преподавателя не на решение трех отдельных задач (обучения языковой системе и видам речевой деятельности, а также соизучения культуры изучаемого языка), а на достижение единой цели практического курса русского языка как иностранного, которая интегрирует, подчиняет себе эти задачи, но не отменяет или заменяет их» [2,с.12].
На сегодняшний день специфика современных педагогических технологий, которые используются в процессе обучения русскому языку как иностранному, раскрывается в переносе внимания педагога на самого учащегося, т.е. когда именно учащийся становится главной фигурой образовательного процесса. Центр внимания методистов смещается из области преподавания (обучения) в сторону познания (изучения). Много внимания уделяется образовательным технологиям, ориентированным на познавательную деятельность учащегося. Признаком инновационных технологий является организация педагогической работы в системе субъект-объектных отношений. В результате установки этих отношений повышается личная значимость обучающегося в процессе изучения им русского языка как нового; учащемся предоставляется большая свобода в выборе методов и приемов усвоения языка, нахождении индивидуальных способов его изучения; обеспечивается творческая среда обучения.
В наше время с целью обучения русскому языку студентов-иностранцев доказывается целесообразность применения интерактивных технологий как разновидности инновационных, которые направлены на актуализацию у учащихся их
324
интеллектуально-познавательной деятельности, творческого мышления, самостоятельности в поиске и создании новой языковой информации.
Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
В последние годы в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности — интерактивному подходу. Интерактивная модель овладения языком предполагает, что обучение происходит во время и в процессе участия в языковых актах. Учащийся получает знания не в виде уже готовой системы от преподавателя, а в процессе собственной активности.
Таким образом, цель интерактивного обучения – это создание преподавателем условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это принципиальное отличие целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
В современной методике преподавания иностранных языков существуют следующие методы интерактивного обучения: взаимное общение на иностранном языке с целью принятия и продуцирования аутентичной информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех; совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста;изменение традиционной роли преподавателя в учебном процессе, переход к демократическому стилю общения; рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов, как со стороны преподавателя, так и учащихся.
Один из разновидностей методов интерактивного обучения – это технология «интерактивного чтения». Работа с текстом необходима для формирования речевых компетентностей, поэтому метод предполагает развитие сразу нескольких направлений, таких как чтение с пониманием общего смысла; чтение с пониманием выборочного текста; чтение с полным пониманием текста; слушание; говорение и др.
Наряду с традиционным методом работы с текстом, в практике РКИ можно использовать ряд относительно новых форм с использованием компьютерной графики, компьютерного моделирования. Возможности компьютера позволяют графически изобразить текст, движения и эмоции героев[3, c. 45].
Смена позиций учащегося и педагога в результате использования методов активного обучения приводит к изменению содержания деятельности участников образовательного процесса. В данном случае цель интерактивного обучения – создание условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей интерактивного обучения от целей традиционной системы
Интерактивные методы обучения – это особая форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, а роль преподавателя заключается в направлении деятельности учащихся на достижение поставленных целей занятия. При
325
интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника ученика в работе, одного из источников информации образования.
Интерактивные технологии позволяют преподавателям решать важную задачу обучения иностранцев речевой деятельности на русском языке, которая презентуется в ее основных видах: говорении, письме, чтении и аудировании [2, с. 11].
Литература:
1. Дичківська І.М. Інноваційні педагогічні технології: навчальний . посібник/І.М.Дичківська. – К.: Академвидав, 2004. – 352 с.
2.Кулибина Н.В. Инновационный вектор в методике преподавания русского языка как иностранного – изменение лингводидактической парадигмы / Н.В.Кулибина // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка как иностранного : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18 июня 2015 г, г. Уфа) / отв. ред. канд. филол. наук, ст. преп. О. С. Тарасенко. – Уфа : Уфимского ЮИ МВД России, 2015. – С.9 – 20
3. Серова, Л.К. Компьютерные технологии на начальном этапе преподавания РКИ / Л.К. Серова // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: учебн. монография / Под общей ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. – М.: Российский университет дружбы народов, 2002.