Сегодня уникальных пользователей: 117
за все время : 3202618
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
Белоброва Т.А. Организация и диагностика учебного процесса в преподавании иностранным студентам

05.04.18.
Опубликовано: Міжнародний науково-методичний семінар «Новітні технології у викладанні мов іноземним студентам»: матеріали семінару, м. Харків, 15-16 лютого 2018 року. – Харків: ХНАДУ, 2018. – С.47-49.

Одесский национальный политехнический университет
г.Одесса, Украина
e-mail: byelobrova@ukr.net

Преподавание в высшем учебном заведении требует постоянного повышения квалификации. Правильность методов, приемов, средств обучения всегда учитывается с выбором темы занятия, его целей, возможностей иностранных студентов, учебно-материальной базы.
В.М.Молофеев, Е.В.Кишкевич в статье «Система подготовки иностранных студентов на факультете доуниверситетского образования» [1] отмечают, что внедрение в учебный процесс инновационных стратегий в организации научно-методической и воспитательной работы, использование современных активных методов обучения формирует интерес, помогает социокультурной адаптации, создает в студенческом коллективе теплую атмосферу сотрудничества [1; 9] .
Важную роль играют личностные качества педагога, его отношение и чуткость к другому человеку, гуманность, оптимизм, справедливость, эмоциональное состояние. В обучении со студентами иностранцами всегда должно проявляться чувство меры, гибкости, недопустимости крайних ситуаций, последовательности, требовательности. Эффективность педагогического процесса напрямую зависит от правильной организации работы преподавателя, его умений объединить и сгруппировать коллектив.
Деятельность преподавателя связана с его речевой культурой. Самым непосредственным способом влияния на студентов иностранцев является язык. Речевая культура педагога, а именно логичность, содержательность, ясность, точность, простота, яркость, правильное произношение, фонетическая выразительность, интонация, четкая дикция, постановка голоса, тон, остаются
самыми важными показателями.
Самоанализ занятия – это целая схема структуры, организации, содержания, проведения, определения уровня знаний, умений и навыков студентов, учитывание степени подготовки, специфики учебного предмета, как результат деятельности преподавателя. В статье Рахимова Т.Р. [2] изложены особенности организации обучения студентов в российском вузе, что существенным фактором, влияющим на эффективность обучения иностранных студентов, является успешность их адаптации к новой педагогической системе.
Важным остается вопрос о состоянии аудиторий, которые выделяют для занятий с иностранными студентами. Рассмотрим одну из составляющих оценок «санитарно-гигиенических условий занятий с иностранными студентами»:
1. Аудиторная доска (чистота, пригодность для наглядности, работы с мелом ).
2. Освещенность аудитории, чистота .
3. Аутотренинг, релаксация, физкультминутки, все проводится в режиме, заданном преподавателем.
4. Наглядность должна соответствовать определенным нормам (цвет, четкость написания, размеры букв).
5. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих занятиях.
Предлагаемые условия носят рекомендательный характер, для успешной
работы педагога и студентов в целях стимулирования профессионального
роста, организации индивидуальной работы (студент – педагог).
Литература:
1. Актуальные проблемы содержания и технологии обновления
довузовского образования [Электр. ресурс]: сб.ст. Вып.2/ редкол.:
В.М.Молофеев (отв.ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2011.- Режим доступа: http: //
www.elib.bsu.by
2. Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения студентов в
российском вузе и направление его развития // Язык и культура №4 (12), Томск:
Томский государственный университет, 2010. С.123-136.