Сегодня уникальных пользователей: 558
за все время : 3357269
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
Беликова Е.В., Дытюк С.А. Специфика и особенности профессиональной компетенции преподавателя языковой подготовки иностранных студентов

09.03.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 322-325.

Успехи в обучении и воспитании учащихся определяются множеством весомых факторов: методика обучения и воспитания, индивидуально-психологические особенности учащихся, уровень их развития. Ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса является личность преподавателя: его научная, методическая и психолого-педагогическая компетентность. «Качество знаний зависит от личности преподавателя, его научного потенциала, культуры, здоровья, эрудиции, неустанного поиска нового, генерации новых идей». [6]
Реализация поставленных перед преподавателем высшей школы задач возможна лишь при достаточном уровне сформированности его профессиональной компетенции, а, учитывая функциональную разноаспектность профессиональной деятельности вузовского преподавателя, следует говорить о целом комплексе компетенций (предметной, психологической, педагогической, методической, профессионально-коммуникативной), которые в сумме обеспечивают готовность преподавателя к решению профессиональных задач.
Актуальную проблему профессионально-значимых качеств педагога исследовали И. Зимняя, И. Зязюн, И. Подласый, В. Сластенин, Е. Климов, М. Харламов и др. Согласно их исследованиям, преподаватель вуза – это личность, которая по
22
содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью универсальных качеств: быть ученым, педагогом-практиком, воспитателем, психологом, владеть технологией учебно-воспитательного процесса и обеспечивать органичное объединение в процессе обучения образовательной, научной и инновационной деятельности. [1; 4; 5; 6]
Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизическую и физическую готовность, а с другой стороны – научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма. Система профессионально обусловленных требований к педагогу и составляет профессиограмму преподавателя. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы преподавателя, который позволяет профессиональные требования объединить в три основные группы, взаимосвязанные и дополняющие друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии преподавателя; специальные знания и навыки по предмету [5].
Американские ученые по-разному определяют профессионально компетентного преподавателя – “эффективный”, “превосходный”, “компетентный”, “лучший”, “выдающийся” – и настаивают на разведении понятий “превосходный”, “эффективный” и просто “хороший” преподаватель. В педагогической литературе США, посвященной проблеме профессионализма вузовского преподавателя, исследователи по-разному рассматривают ведущие признаки преподавателя-мастера. Так, К. Фельдман [7] выделяет три группы основополагающих признаков высокопрофессионального преподавателя. Первая группа включает характеристики, связанные с организационными и коммуникативными умениями: – энтузиазм в работе; – ясное, доступное объяснение материала; – глубокое знание предмета; – способность стимулировать интерес студентов. Вторая группа признаков связана с межличностными отношениями преподавателя со студентами и ролью преподавателя в стимулировании познавательной активности студентов: – уважение к студентам; – привлечение их к дискуссии; – частые внеаудиторные контакты со студентами. Последняя группа признаков иллюстрирует конструктивные и проектированные умения преподавателя: – разработка и подготовка курсов; – ясность поставленных перед студентами задач; – объективность в оценке студентов. Рейтинговая оценка личных и профессиональных качеств преподавателя, полученная в результате анализа данных студенческих и преподавательских анкет “Идеальный преподаватель” позволила К. Фельдману сделать вывод о том, что наиболее значимыми признаками эффективного преподавателя являются глубокие знания преподаваемого предмета, умение излагать материал ясно и доступно, стимулировать интерес.
Другой американский педагог Т. Шерман предлагает свой вариант профессиограммы преподавателя высшей школы США и в качестве пяти ведущих признаков педагога-мастера выделяет: – энтузиазм в работе; – ясность и доступность при объяснении учебного материала; – грамотная организация подготовительного этапа; – умелое стимулирование интереса к предмету – глубокое знание преподаваемого предмета. Энтузиазм как признак профессионализма преподавателя рассматривается многими американскими исследователями и ассоциируется с высокой педагогической квалификацией. Американские педагоги делают попытку проанализировать термин “энтузиазм” как неотъемлемую часть личности педагога. Правомерность такой трактовки, апеллирующей к личностному поведению преподавателя, нашла свое подтверждение в результатах опроса студентов, преподавателей и представителей администрации различных вузов США, проведенного группой американских ученых.
Наиболее детальная проработка профессиограммы университетского преподавателя была представлена М.Коллинзом. В ней наиболее характерными
23
особенностями педагога-энтузиаста являются: богатая голосовая палитра, эмоциональная речь, разнообразная мимика, живой взгляд, грамотная, эмоционально окрашенная речь и взрывной темперамент [8]. Преподаватель-энтузиаст, как выявляют многочисленные исследования, понятие неоднозначное. Его можно рассматривать по двум взаимодополняющим друг друга, направлениям: заинтересованность научной работой и успешность в организации учебной деятельности. Так, сторонники первого направления утверждают, что идеальный преподаватель – это тот, кто занимается научными исследованиями, проводит большую научную работу в области преподаваемой дисциплины. Эта точка зрения подтверждается серией исследований, в которых доказывается, что сформированность предметной компетенции, постоянное совершенствование знаний преподавателя в области преподаваемого предмета вызывает глубокое уважение у студентов, стимулирует их познавательную активность. В рамках второго подхода наиболее высокую оценку получили преподаватели, которые проявляют глубокий интерес к организации учебной работы как к закономерному продолжению исследовательской деятельности.
Р. Хоффман в своем исследовании “Преподаватель глазами студента” отмечает тот факт, что практически все студенты высоко оценивают преданность преподавателей учебной работе, глубокое знание преподаваемого предмета и стремление вовлечь студентов в процесс познания [9]. Следующим составляющим в профессиограмме преподавателя является ясность и доступность в изложении учебного материала. По мнению американских учёных (группы М. Гильдебрандта, Р. Вильсона и Д. Динста) ясность и доступность при изложении – это те умения, по которым можно составить представление о преподавателе высокого уровня. В американской педагогической литературе ясность и доступность при презентации материала определяют как умение преподавателя доступно объяснять сложные теоретические вопросы, и что наличие или отсутствие у преподавателя этого качества является основным признаком для зачисления их в категорию “хороший – плохой”. “Ясность” и “доступность” в изложении учебного материала занимает первое место среди четырех основных качеств, присущих преподавателюмастеру. Еще одним необходимым качеством преподавателя-мастера является методически грамотная подготовка и проведение занятий, что связано с конструктивной и организаторской деятельностью педагога. В литературе имеется целый ряд подтверждений, доказывающих значимость и важность подготовки как этапа, необходимого для эффективного проведения занятия. В то же время нельзя забывать о правильной организации занятия, его структурной четкости и целостности. Т.Шерман обращает внимание на тот факт, что подготовка и методическая организация урока являются взаимосвязанными и взаимообусловленными факторами, определяющими успешность занятия [8].
Американские педагоги пишут о том, что все обследованные в ходе опроса опытные преподаватели затрачивают много времени на подготовку и организацию курса. При этом особое внимание уделяется четкой постановке целей курса, написанию подробного конспекта, разработке процедуры оценки результатов и тщательной отработке каждого занятия, продумыванию основных видов педагогического поведения. Эти же авторы, однако, отмечают, та) в практике встречаются случаи, когда преподаватель не принимает во внимание интересы обучаемых, строго придерживаясь заранее разработанной структуры занятия. Но это не характерно для преподавателей высшей квалификации. Они, как правило, гибки в своих действиях, постоянно соотносят свою деятельность с интересами и запросами студентов. Итак, педагог-мастер, несмотря на тщательную предварительную подготовку и организацию занятия, адаптивен в своих действиях, старается учитывать интересы и нужды студентов, их конструктивные и организаторские умения сформированы в достаточной степени. Среди перечня качеств, которыми обладают преподаватели высшей квалификации, помимо упомянутых, значится также умение стимулировать процесс обучения. Многие
24
авторы считают это качество одним из главных. Создание обстановки стимуляции и мотивации в процессе обучения способствует формированию у студентов устойчивого интереса к предмету.
Подтверждением вышесказанному может служить исследование, проведенное американскими учеными, в ходе которого среди десяти профессионально значимых качеств преподавателя вуза, авторы выделяют стимулирование интереса к изучаемой дисциплине. Из средств, стимулирующих познавательную деятельность студентов, американские педагоги отмечают следующие: организация мотивированного обучения, неординарная презентация учебного материала, введение элементов развлекательности и методики “провокации”. Кроме того, практически все исследования подтверждают концепцию о том, что поведение преподавателя и приемы, стимулирующие мыслительную деятельность студентов, развивают у них способность критически мыслить, пробуждают интеллектуальное любопытство, способствуют формированию новых идей. Еще одной составляющей педагогического мастерства преподавателя являются глубокие знания преподаваемого предмета. При этом американские ученые отмечают тот факт, что преподаватели высшей квалификации не только проникают в сущность преподаваемого предмета, но их отличает истинная преданность, страсть к своему предмету. Чрезвычайно важной является не только любовь к преподаваемой дисциплине, но и искреннее желание передать свои знания студентам. Согласно профессиограмме С. Кегеля, педагог-мастер ориентирует студентов на целостное восприятие, на установление межпредметных связей, при объяснении старается интегрировать новые знания в уже усвоенные студентами и заражает их своей увлеченностью и преданностью преподаваемой дисциплине. Опросы, проведенные среди студентов американскими исследователями показали, что ведущей характеристикой высококвалифицированного преподавателя является глубокий интеллект, умение адаптировать цели и задачи учебного курса к интересам обучаемых. Все это позволило этому компоненту педмастерства занять одно из трех ведущих мест в рейтинге профессионально значимых качеств преподавателя [9].
В дополнение к пяти характеристикам преподавателя-мастера необходимо добавить и такой важный компонент профессионализма как преподавательский опыт. Исследованию взаимосвязи преподавательского опыта и педагогического мастерства посвящены ряд работ американских ученых. Описание “эффективного преподавателя” окажется неполным без тщательного анализа его личностных характеристик в русле гуманистической педагогики, которая в настоящее время получила в США большое признание. Истоки гуманистической педагогики берут свое начало в педагогических теориях Дж. Дьюи, А. Маслоу и др. Общим для их взглядов является признание уникальности, неповторимости личности.
Гуманистической направленностью привлекают исследования ведущего английского ученого, педагога и психолога Р.Бернса. Он видит реальный вклад в ту область современного человекознания, где педагогам и психологам определена решающая роль – в науку о воспитании личности. Р. Бернс считает, что такое интегрированное знание о человеке позволяет исследовать систему представлений человека о самом себе, именуемое им как “Я-коицепция” в ее интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом компонентах. Автором глубоко исследована проблема профессиональной деятельности педагога, формирования его личности, динамика требований общества. Р. Бернс исходит из убеждения о том, что человек, которому общество доверило воспитание молодого поколения, должен обладать высокой педагогической культурой, быть профессионалом, гуманистом. Суммируя персонологические черты такого педагога можно выделить, в первую очередь, следующие: 1) стремление к максимальной гибкости; 2) способность к эмпатии, т.е. понимание чувств других, готовность сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды; 3) умение придать личностную окраску преподаванию; 4)
25
установка на создание позитивных стимулов для самовосприятия учащихся; 5) владение стилем неформального, теплого общения с учащимися, предпочтение устных контактов на уроке письменным; 6) эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. Все эти качества, так или иначе, обусловлены позитивной “Я-концепцией” педагога. Она вообще “может служить своеобразной лакмусовой бумажкой при оценке профессиональной пригодности учителя. “Я-концепция” педагога определяет стиль его преподавания”. В этом отношении Р. Бернс отмечает, что преподаватель с негативной ”Я-концепцией” склонен к традиционным способам преподавания, его взаимодействие с учащимися носит безличный характер, индивидуальные особенности не замечаются и не признаются. Учитель с позитивной “Я-концепцией” проявляет готовность общаться с учениками и принимает их такими, какие они есть, для себя при этом не видит никакой субъективной угрозы [10].
Профессиограмма преподавателя – своеобразный паспорт, который содержит совокупность личностных качеств, педагогических знаний и умений, необходимых для осуществления учебно-воспитательного процесса [3].
Анализ большого количества исследований по педагогике высшей школы позволил нам дать профессиографическое описание “эффективного преподавателя” высшей школы. Наиболее важными из них являются такие, как глубокое знание преподаваемого предмета, грамотная организация подготовительного этапа, ясное, доступное объяснение учебного материала, энтузиазм в работе, умение стимулировать интерес иностранных студентов к предмету, личная заинтересованность преподавателя в академических успехах студентов. Кроме того, говоря о личностных параметрах “эффективного преподавателя” многие педагоги отмечают его позитивную “Я-концепцию”, определяющую такие качества, как уверенность в себе, высокая самооценка, максимальная гибкость и уравновешенность, способность к эмпатии, умение придать преподаванию личностную окраску.
Литература:
1. Бернс P. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 421 с
2.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч. – 2-е изд. доп., испр. и перераб.-М:ЛОГОС, 2002.-384с.
3.Ортинський В.Л. Педагогика вищої школи:Навч. посіб. – к.: Центр учбової літератури, 2009. – 472 с.
4. Подласый И.П. Педагогика. – М. ВЛАДОС, 1999 кн1 – 516с.
5. СластенинВ., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Уч. пособие для студ. – М.: Школа – Пресс, 1997. – 512 с.
6. Харламов М.Ф. Педагогика. – М.: Высш.шк., 1990
7. Feldman К.А. The Superior College Teacher from the Students’ View // Research in Higher Education – 1976, 5.
8. Collins M.L.The Role of Enthusiasm in Quality Teaching // Improving College & University Teaching. Third International Conference Session: Newcastle on Tyne, England, 1977.
9. Hoffman R.W. Students Portray the Excellent Teacher // Improving College & University Teaching, N o ll, 1963.
10. Kegel C. The Distinguished Teacher // Improving College & University Teaching, No 12, 1964.