Сегодня уникальных пользователей: 116
за все время : 2714240
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
АТАБЕКОВА Е. П. (г. Киев) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ1

Современный мир невозможно представить без новейших информационных технологий. Не обошли стороной эти изменения и сферу образования. Особенно благоприятная почва для использования компьютера сложилась на уроках литературы, где не обойтись без наглядности. Если раньше подбор и использование наглядности на уроке зависел от наличия или отсутствия многих технических средств обучения – проигрывателей, киноустановок, магнитофонов, проекторов, диапроекторов, – то сейчас все это заменили компьютер и мультимедийная доска. Соответственно, экономится драгоценное время урока, ученики имеют возможность работать с качественной наглядностью, а учитель может реализовать все свои творческие замыслы.

Актуальность представленного в данной статье исследования обусловлена интенсивным проникновением новейших технологий во все сферы жизни, в том числе и в образование, а также теми возможностями, которые дает учителю использование компьютера на уроке.

Целью данной работы является разработка приемов работы с компьютером на уроках русской литературы в 7 классе.

Теоретические основы использования мультимедийных технологий на уроках русской литературы

Термин «мультимедиа» – калька с английского слова multimedia, что можно перевести как «многие среды» (от multi – много и media – среда).

Развитию ассоциативного мышления обучающихся (создание образа, ассоциирующегося с определенным словом), а также формированию образного восприятия мира, способствует интеграция таких средств эмоционального воздействия, как художественное слово, музыка, живопись. Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать на уроке различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Важной особенностью мультимедиа технологии является ее интерактивность, то есть то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль.

Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов. Компьютерные презентации часто применяются в рекламе, во время выступления на конференциях и совещаниях, на уроках в процессе объяснения материала учителем или в докладах учащихся. Учебный материал, представленный с помощью слайд-презентаций, вызывает интерес у школьников, позволяет им более успешно справиться с учебной задачей.

Что же такое компьютерная презентация? Проведем аналогию с обычной книгой. Книга состоит из страниц с текстом; презентация тоже состоит из страниц, но только электронных, которые, кроме текста, могут содержать также мультимедийные объекты: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Электронные страницы презентации называются слайдами.

Книгу мы обычно читаем последовательно, просто перелистывая ее страницы. В процессе же просмотра компьютерной презентации реализуются различные последовательности представления слайдов. Для осуществления различных вариантов переходов между слайдами используются либо управляющие кнопки, либо гиперссылки.

В некоторых случаях презентацию запускают в автоматическом режиме, и она повествует о чем-то без участия человека. Автоматический режим презентации можно использовать во время проведения различных выставок, тематических вечеров и других внеклассных мероприятий.

Различают учебное кино и учебную презентацию.

Этапы создания учебного кино: 1) разработка сценария; 2) постановка задания; 3) подбор информационного материала.

Слайд (кадр) учебного кино должен заключать в себе законченную мысль, композицию. Основное требование удержания одного слайда на экране – не больше 4 – 5 секунд на слайд.

Учебное кино отличается от  учебной презетации отсутствием органов управления, которые влияют на процесс демонстрации информации.

Особенностью учебной презентации является обязательное наличие органов управления процессом демонстрации информации.

Требования к созданию учебного кино и учебной презентации:

1) Эргономические требования к подаче информации (эргономика изображения – соотношение цветов и размеров элементов изображения на экране с целью уменьшения негативного воздействия на органы зрения). Следует избегать незаполненного пространства.

2) Наличие программы, в которой можно создать учебную презентацию – Power Point.

3) Требования к подаче видеоинформации: окно подачи видеоматериала должно быть максимального размера, фон должен быть затемнен с целью концентрации внимания на видеосюжете.

4) Требование полного пересмотра материала с целью внесения необходимых поправок после завершения создания презентации или кино.

5) Требования к учителю: при демонстрации учебного кино или учебной презентации учитель должен следить за реакцией учеников для дальнейшей работы по усовершенствованию применения слайд-презентации на уроке.

Использование мультимедийных технологий на уроках литературы представляет собой не что иное, как наглядность. Таким образом, учебная презентация может быть задействована на уроке при изучении биографии писателя, при работе с иллюстрациями и другой наглядностью.

На первом уроке, посвященном изучению творчества определенного писателя, при изучении его биографии, независимо от того, дается ли ученикам короткая биографическая справка о писателе (5 – 6 классы), или же в биографическом рассказе раскрывается жизнь писателя в неразрывной связи с его творчеством, целесообразно использовать портрет. И здесь мультимедийные технологии предоставляют огромные возможности. Например, благодаря учебной презентации можно применить на уроке такой прием работы с портретом, как сопоставление портретов одного писателя, созданных в одно и то же время, но разными художниками. При этом учитель сэкономит время на этапе подготовки к уроку, а также на самом уроке. В учебную презентацию, используемую на уроке изучения биографии писателя, можно включить и картины портретной темы, которые иллюстрируют отдельные события из жизни писателей, знакомят с окружающими их людьми2.

Учебная презентация, посвященная раскрытию биографии писателя в неразрывной связи с его творчеством, может содержать и иллюстрации к наиболее известным произведениям автора.

Нельзя не упомянуть и об использовании на уроке аудиофонограмм и видеосюжетов. Это поможет ученикам погрузиться в эпоху жизни писателя или в эпоху описываемых им событий. Создавая учебную презентацию, учитель может включить в нее отрывки из кинофильмов и мультипликационных фильмов, снятых по мотивам изучаемых произведений. При этом пользование аудио- и видеоинформацией упрощается за счет того, что в распоряжении учителя находится именно тот отрывок, который ему необходим.

Кроме этого, пользуясь учебной презентацией на уроке литературы, учитель может экономить время и при работе с таблицами. Например, он предлагает ученикам заполнить в их тетрадях таблицу, расположенную на мультимедийной доске, а затем при проверке такого задания вывести на доску данные таблицы, чтобы ученики могли сверить свои ответы с исходными.

Для иллюстрации выше изложенных теоретических сведений предлагаем разработку урока, на котором проводится работа с учебной презентацией. Данная учебная презентация включает в себя графическую, текстовую и видеоинформацию. Приемы работы с презентацией излагаются в ходе урока.

 

Урок русской литературы в 7 классе

«За землю Русскую и за веру христианскую!»

Тема: «Задонщина» – поэтический памятник древнерусской литературы XIV в.

Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам.

Д. Лихачев

Цели: учить учащихся выразительно читать и анализировать текст; развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас; воспитывать уважительное отношение и интерес к историческому прошлому; внимательное отношение к слову.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Оборудование: слайд-презентация.

Межпредметные связи: история, история культуры.

Ход урока

І. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Слайд 1. Тема урока и эпигаф. Обсуждение эпиграфа к уроку.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку – это слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, изучавшего историю, литературу и культуру Древней Руси.

Как вы понимаете это высказывание? Для чего нужно читать произведения «древней русской литературы»?

Слайд 2. Межпредметные связи. Беседа о роли Кирилла и Мефодия в становлении древнерусской литературы.

Слайд 3. Соотнесение признаков фольклора и древнерусской литературы

отражает народное мировоззрение    
совпадает с периодом средневековья

вариативность

жанры: пословица, былина, сказка, загадка

постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения

создавалась для чтения вслух

литература рукописная

в центре повествования – образ князя

 

Слайд 4. Повторение. Основные особенности древнерусской литературы.

  • Литература рукописная, мировоззренческая, анонимная, идейная, поучительная.
    • Литература переводная и оригинальная.
    • Тесная связь с устным народным творчеством.
    • Создавалась для чтения вслух.
    • Литература ХІ – ХVII вв., совпадает с периодом средневековья.
    • Особая система жанров (процесс жанрообразования начался в ХІ в.).

Слайд 5. Повторение. Жанры древнерусской литературы.

  • Летопись («Повесть временных лет»).
  • Житие («Житие Бориса и Глеба»).
  • Слово («Слово о полку Игореве»).
  • Поучение («Поучение Владимира Мономаха»).
  • Хождение («Хождение за три моря Афанасия Никитина»).
  • Моление («Моление Даниила Заточника»).
  • Воинская повесть («Задонщина»).
  • Повесть о князе («Повесть о Петре и Февронии»).

ІІ. Изучение нового материала. Сегодня мы познакомимся с одним из памятников древнерусской литературы – «Задонщиной». (Слайд 6. Слайд 1. Повторное обращение к эпиграфу урока)

1. Историческая справка. Чтение сообщений подготовленых учащимися или учителем.

Донской Дмитрий Иванович (Слайд 7). Великий князь Владимирский и Московский (12.10.1350 – 19.05.1389). Опираясь на возросшую мощь Московского княжества, поддержку бояр и горожан, Донской преодолел сопротивление соперников в борьбе за великое княжение – суздальско-нижегородского, рязанского и тверского князей.

При нём в 1367 был построен первый каменный кремль в Москве. В 1368 и 1370 его войска отразили нападения на Москву литовского князя Ольгерда. Во время войны с Тверью (1368–75) в 1375 он принудил тверского князя к признанию своего старшинства и союзу в борьбе с Золотой Ордой.

Донской первый из московских князей возглавил вооружённую борьбу народа против татар: в 1378 на реке Вожа было разгромлено татарское войско Бегича, а в 1380 князь во главе объединённых русских сил выступил навстречу полчищам татарского темника Мамая, двигавшимся на Русь. В Куликовской битве 1380, завершившейся разгромом завоевателей, Донской проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским.

Куликовская битва (Слайд 8). 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле (местность в пределах Тульской области, расположенная в верховьях реки Дона, в месте впадения в него реки  Непрядвы) произошла битва коалиции русских князей, возглавляемой великим князем московским Дмитрием Ивановичем, с монголо-татарским войском, усиленным наемными отрядами, под предводительством ордынского правителя Мамая. Это было первое большое сражение русских с поработителями после установления монголо-татарского ига (1237 г.), окончившееся полным разгромом монголо-татар. Куликовская битва (нередко называемая Мамаевым побоищем) не положила конца иноземному игу на Руси (это свершится лишь через 100 лет – в 1480 г.), но характер взаимоотношений русских княжеств с Ордой резко изменился, обозначилась главенствующая объединительная роль Московского княжества и московского князя.

Куликовская битва показала, что в союзе русские княжества могут успешно противостоять монголо-татарам. Победа на Куликовом поле имела огромное моральное значение для национального самосознания. Не случайно с этим событием связано имя св. Сергия: основатель и настоятель Троицкого монастыря, по преданию, благословил Дмитрия Московского на его поход против Мамая и, вопреки монастырским правилам, послал с воинами Дмитрия на поле брани двух монахов своего монастыря – Ослябю и Пересвета. К событиям Куликовской битвы интерес на Руси не ослабевал со времен побоища до наших дней. В Древней Руси был создан ряд произведений, посвященных битве 1380 г., которые в научной литературе объединяются под названием «Куликовский цикл»: летописные повести о Куликовской битве, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».

2. Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Сеча при Керженце» (Слайд 9). Сейчас вы увидите фрагмент мультипликационного фильма «Сеча при Керженце», при создании которого использованы элементы фресковой живописи XIV – XVI вв. Это даст вам возможность погрузиться в то время, когда происходили события, описанные в «Задонщине».

  • Беседа после просмотра мультипликационного фильма.

– Какими чувствами и мыслями вы прониклись после просмотра фрагмента?

– В чем особенность изображения действительности в этом фильме?

– А чем обогатились ваши знания и представления о Куликовской битве после прочтения «Задонщины»?

3. Слово учителя. «Задонщина» – эмоциональный, лирический отклик на события Куликовской битвы, – дошла до нас в 6 списках, самый ранний из которых, Кирилло-Белозерский, составленный монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросином в 70–80-е гг. XV в., представляет собой переработку только первой половины первоначального текста. Остальные 5 списков более позднего времени. Лишь два списка содержат полный текст. Тем не менее, во всех списках много ошибок и искажений, поэтому только на основе данных всех вместе взятых списков можно реконструировать текст произведения.

Ориентируясь на ряд косвенных данных и, главным образом, на характер произведения, большинство исследователей называют время его создания – 80-е гг. XIV в.

Традиционно автором Задонщины считается некий Софоний Рязанец: в двух списках Задонщины в заглавии он назвается автором произведения. В Тверской летописи имеется небольшой отрывок текста, близкий по отдельным моментам к Задонщине и «Сказанию о Мамаевом побоище» и начинающийся так: «А се писание Софониа Резанца, брянского боярина, на похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его князю Володимеру Андреевичу» (перед этой записью стоит дата Куликовской битвы – 1380).

4. Беседа с элементами анализа художественного текста.

– Чем открывается авторский текст «Задонщины»? К чему призывает автор?

Авторский текст Задонщины открывается условным обращением автора к «братиям и друзьям», «сыновьям русским». Он призывает вспомнить о былом унижении и горе Русской земли, завоеванной некогда ханом Батыем. В этом фрагменте выражена антитеза: прежнее бедственное положение Руси, плененной татарами, – нынешнее величие Русской земли, одолевшей на Дону полчища Мамая.

Вслед за этим идет фрагмент, который также открывается обращением к русским людям. Это обращение – своеобразный рефрен к вступлению к основному тексту Задонщины. Автор призывает повергнуть печаль в восточную землю, в татарские пределы, и прославить Дмитрия Донского и его двоюродного брата Владимира Андреевича.

– Какого искусного певца вспоминает автор?

Повествователь вспоминает искусного певца («горазна гудца») Бояна. Подобно тому как Боян прославлял в стародавние времена победы киевских князей, автор Задонщины, следуя за Бояном и здесь же упомянутым Софонием рязанцем, возносит хвалу победителям Мамая.

– Каким событием открывается центральная часть «Задонщины»?

Центральная часть Задонщины открывается известием о том, как Дмитрий Донской и Владимир Андреевич выступили против Мамая. Сбор русского войска обозначен метафорой «звенит слава по всеи земли Рускои» и изображен посредством сравнения русских ратников с орлами. Автор Задонщины прибегает к гиперболе, говоря, что против Мамая выступили все русские князья и воины, собранные во всех русских землях.

– Какие приемы доминируют в описании похода и сражения?

В описании похода и сражения доминируют монологи (речи) и диалоги. Дмитрий Донской призывает брата и воинов не посрамить своей чести и славы, пролить кровь «за землю за Рускую и за веру крестьяньскую». Беседуют между собой братья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, сыновья литовского князя Ольгерда, который был злейшим врагом Дмитрия Донского; они решают помочь московскому князю и выступить против Мамая. Дмитрий Донской укрепляет дух своего двоюродного брата мужественной речью перед битвою, перечисляя своих славных воевод и бояр. А воин-монах Пересвет вдохновляет на битву самого князя Дмитрия кратким напоминанием: «Лутчи бы нам потятым быть, нежели полоненым от поганых татар».

– Что вы можете сказать о кульминационном моменте в тексте?

К кульминационному моменту битвы приурочен плач русских жен по убиенным мужьям, а перелом в сражении происходит после новых речей Владимира Андреевича и Дмитрия Донского, призывающих воинов на подвиг.

– Чем заканчивается рассказ о битве?

Окончание рассказа о битве в Задонщине – сетования татар, бегущих с поля сражения, и упоминание о бегстве Мамая, который укрывается в генуэзском городе Кафе (ныне Феодосия) в Крыму; выходцы из Генуи, населяющие Кафу, укоряют Мамая за поражение и бесславие, противопоставляя ему победоносного хана Батыя, покорившего Русскую землю. Так создается композиционное «кольцо»: и во вступлении, и в этом фрагменте содержится воспоминание о прежних временах, когда Русь была завоевана монголо-татарами, и прошлому противопоставляется нынешнее время, когда монголо-татары терпят от русских сокрушительное поражение.

– Чем автор завершает произведение?

Завершается текст Задонщины перечнем имен павших в битве князей и бояр (эти имена называет Дмитрию Донскому боярин Михаил Александрович) и словами Дмитрия – прощанием с погибшими и призывом к двоюродному брату с честью и славой возвращаться в Москву.

– Какие образы и приемы, характерные для устного народного творчества встречаются в «Задонщине»?

В Задонщине встречаются образы и приемы, характерные для народной поэзии: метафоры – битва-пир и битва-засевание земли; сравнения – русские князья и воины сравниваются с соколами и орлами, богатыри и удальцы – с соколами, кречетами и белозерскими ястребами, а «великие силы поганого царя Мамая» – с разъяренными «серыми волками»; обращения – к жаворонку и соловью с просьбой воспеть победу.

5. Заполнение таблицы «Художественно-изобразительные средства произведения» (Слайд 10).

Эпитеты

Метафоры

Повторы

Дон-река три дня кровью текла…

 

То не серые волки были –  татары;

 

Метафора битвы в речи Дмитрия Донского – пир: «Брате князь Владимер Андреевич, тут, брате, испити медвяна чара, наеждяем, брате, своими полки силными на рать татаръ поганых». Другая развернутая метафора сражения в Задонщине – засевание и поливание земли: «Черна земля под копыты, а костми татарскими поля насеяша, а кровию ихъ земля пролита бысть». Битва также уподобляется охоте, в которой русские ратники сравниваются с гордыми хищными птицами, а воины Мамая – с их добычей: «Уже бо те соколы и кречаты за Дон борзо перелетели и ударилися о многие стада лебединые. То ти наехали руские князи на силу татарскую».

Речи участников сражения перемежаются с авторскими лирическими отступлениями автора. Он призывает жаворонка и соловья воспеть славу князьям, одолевшим врагов-иноплеменников: «О жаворонок, летняя птица, красных день утеха, возлети под синее небеса, посмотри к силному граду Москве, воспои славу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его князю Владимеру Андреевию»; «О соловеи, летняя птица, что бы, соловеи, вощекотал славу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его князю Владимеру Андреевичю и земли Литовскои дву братом Олгордовичем, Андрею и брату его Дмитрею, да Дмитрею Волыньскому».

Движение Мамаева войска и битва иносказательно описаны в образах, заимствованных из мира природы. Автор рисует зловещие картины грозы, исполненные символико-метафорического смысла: «Уже бо, брате, возвияли по морю на усть Дону и Непра, прилеяша тучи на Рускую землю, из них же выступали кровавые зори, а в них трепещутся сильные молыньи»; «На том поле сильныи тучи ступишася, а из них часто сияли молыньи и загремели громы велицыи. То ти ступишася руские удалцы с погаными татарами за свою великую обиду. А в них сияли сильные доспехи злаченые, а гремели князи русские мечьми булатными».

ІІІ. Подведение итогов урока.

Слово учителя. «Задонщина» – замечательный памятник литературы XIV в., возвращающий нас в далекие времена Куликовской битвы, или «Мамаева побоища». Из этого произведения мы узнаем о храбрых князьях Дмитрии Ивановиче и его брате Владимире Андреевиче, снарядивших против татар свои полки, многие из которых, «заслужив честь и славу мира этого, головы свои положили за землю за Русскую и за веру христианскую».

Стойкость и героизм русских воинов помогли им одержать историческую победу над «поганым Мамаем». Гордый дух, честь и достоинство – отличительные черты князей. Не могут они смириться с мыслью, что родная земля стонет под игом захватчиков: «Не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому этому Мамаю!».

Беззаветная смелость и мужество русских воинов не позволили им отступить во время жестокой битвы, хотя «и трава кровью залита была, и деревья от печали к земле склонились». Вера была в их сердцах и бесконечная любовь к родине: «Лучше нам убитыми быть, нежели плененными!».

Читая этот памятник древнерусской литературы, мы проникаемся гордостью и безмерным уважением к великому патриотизму и храбрости древних защитников Руси.

IV. Домашнее задание. Выразительное чтение отрывков: плачи русских жен от слов «Запели птицы жалостные песни…» (задание для девочек); обращение князя Дмитрия Ивановича к своему войску от слов «И сказал князь великий Дмитрий Иванович своим боярам…» (задание для мальчиков). (Вопрос № 8 стр. 74 учебника3)

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время, когда компьютерные технологии все прочнее закрепляются в нашей жизни и функционируют в сфере образования, непосредственно на уроке, не стоит забывать о том, что живое общение не смогут заменить никакие новейшие технологии.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В процессе написания статьи была использована следующая литература: Верич И. В. «Задонщина» ІХ класс // Литература в школе, 2006. № 3. С. 33 – 35; Волошина Н. Й. Вивчення біографії письменника в єдності з його творчістю // Всесвітня література та культура в навчальних закладах України, 2003. № 2. С. 2 – 4; Ісаєва О. О. Інноваційні технології у викладанні зарубіжної літератури в школі //  Всесвітня література в середніх навчальних закладах України, 2005. № 9. С. 3 – 7;; Хабрейкен Дж. Изучи Microsoft Power Point 2002 за 10 минут. М., 2004.

2. Гордієнко А. О. Портрет письменника на уроці зарубіжної літератури // Всесвітня література та культура в навчальних закладах України, 2002. № 6. С. 2 – 4.

3. Симакова Л. А. Литература: учебник-хрестоматия для 7 класса школ с русским языком обучения. К., 2000.