Сегодня уникальных пользователей: 116
за все время : 2714240
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
В мире книг
Алексеенко Т. Н. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРОДВИНУТОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

09.10.16
Статья опубликована в сборнике «Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания: Сборник научных трудов под общ. ред. Л. А. Кудрявцевой». – К., 2014. Выпуск 8. С. 152 – 158.

811.161.1’243:378. 091.26
Т. Н. Алексеенко, ст. преп.
Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, Харьков

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРОДВИНУТОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена системе контроля по русскому языку иностранных студентов-нефилологов продвинутого этапа обучения. В ней представлены виды и формы контроля, критерии оценивания.
Ключевые слова: студенты-нефилологи, продвинутый этап, система контроля.

В методике преподавания русского языка как иностранного традиционно различают три вида контроля: текущий, промежуточный и итоговый. В настоящее время определены уровни владения языком, установлены показатели сформированности умений в каждом виде речевой деятельности (Вишнякова Г. А., Гапочка И. К., Городилова Г. Г., Данилина К. В., Соболева Н. И., Чистякова А. Б.).
Традиционными формами текущего контроля выступают устный опрос учащихся (ответы на вопросы, участие в диалоге-беседе на основе прочитанного или прослушанного текста, подготовленное монологическое высказывание на предлагаемую тему) и выполнение письменных заданий, которые контролируют уровень формированости языковой компетенции студентов. Текущий контроль очень важен во время изучения грамматики, которая является фундаментом для овладения умениями иноязычного общения. Система текущего контроля должна отвечать таким параметрам:
– содержать небольшой объем учебного материала, ограниченный учебной целью конкретного урока;
– иметь четкую структуру;
– сопровождаться доступными для понимания инструкциями относительно выполнения.
По структуре все контролирующие задания должны быть стандартизированными и построенными в соответствии с общедидактическим принципом от простого к сложному.
Промежуточный контроль проводится в конце каждого цикла занятий (темы) чаще всего в форме контрольной работы, а итоговый контроль – в конце каждого семестра в форме зачета или экзамена.
Переход на кредитно-модульное обучение и внедрение принципов Болонской системы требует пересмотра и уточнения форм и видов контроля, поскольку контроль речевой деятельности в кредитно-модульной системе обучения становится эффективным (учебная функция) и корректным (контролирующая функция) лишь при условии разработки четких критериев оценивания.
Преимущества модульного контроля – это:
– регулярное оценивание всех видов и форм учебной деятельности студента;
– стимулирование учебной работы студентов в течение семестра (итоговая оценка определяется не только результатами на экзамене или зачете, но и успеваемостью в семестре);
– создание условий для индивидуализации процесса обучения.
В соответствии с кредитно-модульными технологиями обучения оценивание работы студента кафедрой языковой подготовки Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина осуществляется в течение семестра. Студент получает баллы за выполнение домашних заданий и работу на уроке (текущий контроль), за написание контрольных работ, соответствующих конкретному содержательному модулю (промежуточный контроль), за выполнение заданий на экзамене или зачете (итоговый контроль). Все баллы суммируются и составляют общий балл, который выставляется в ведомость и зачетную книжку.
Итоговая оценка представляет собой сумму баллов, полученную студентом за работу в течение семестра (текущий и промежуточный контроли), и баллы, набранные на итоговом контроле (экзамене или зачете).
Максимальная оценка в 100 баллов включает в себя баллы, полученные студентом во время проведения следующих контролей:
- текущего (поурочного);
- промежуточного;
- итогового.
Текущий контроль осуществляется преподавателем на каждом занятии. Общая сумма баллов за текущий контроль в течение семестра – 30.
Представим виды текущего контроля на продвинутом этапе обучения.

№ п/п Виды и формы текущего контроля
на I – IV курсах Макси-мальная оценка
в баллах
1. Грамматика:
1.1. - лексико-грамматические упражнения в письменной форме; 5
1.2. - лексико-грамматические упражнения в устной форме. 5
2. Работа с текстом:
2.1. - ответы на вопросы; 5
2.2. - составление плана (вопросного, назывного, сложного, тезисного); 5
2.3. - составление конспекта прочитанного текста; 5
2.4. - составление конспекта прослушанного текста; 5
2.5. - составление монологического высказывания на основе прочитанного текста; 5
2.6. - составление монологического высказывания на основе прослушанного текста; 5
2.7. - изложение прочитанного текста; 5
2.8. - изложение прослушанного текста; 5
2.9. - составление устного реферата статьи (текста). 5
3. Письменные работы:
3.1. - диктант; 5
3.2. - реферат. 5
4. Устная речевая практика:
4.1. - подготовленные/неподготовленные монологические высказывания; 5
4.2. - подготовленные диалоги; 5
4.3. - участие в диалоге-расспросе, диалоге-беседе, дискуссии. 5
5. Техника чтения. 5

Промежуточный контроль соответствует итогам изучения одного содержательного модуля и осуществляется преподавателем в формах, предусмотренных программой. Максимальная сумма баллов за промежуточный контроль в течение семестра – 30.
В рамках промежуточного контроля баллы распределяются следующим образом в каждом содержательном модуле:

№ п/п Формы контроля Максимальная оценка
количество балов, %
1. Контрольные работы по грамматике. 10
2. Язык специальности. 15
3. Разговорная практика (социально-культурная сфера). 5

Итоговый контроль – экзамен или зачет оценивается в 40 баллов.
К итоговому контролю допускаются студенты, набравшие в течение семестра не менее 30 баллов.
Итоговый контроль имеет комплексный характер, поскольку включает проверку как уровня лексической и грамматической компетенции учащихся, так и параметры сформированности умений и навыков в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности.
Нами разработаны критерии оценивания каждого итогового семестрового контроля. Подчеркнем, что к итоговому контролю допускаются студенты, которые набрали в течение семестра от 30 до 60 баллов. Максимальное количество баллов, которое студенты могут набрать во время итогового контроля – 40 баллов. Например: баллы в I-ом итоговом контроле распределяются по формам контроля таким образом:
1. Итоговая контрольная работа по грамматике – максимум 10 баллов. В контрольной работе содержится 100 контрольных моментов, 1 контрольный момент соответствует 0,1 балла.
2. Лексический диктант – максимум 10 баллов, одному баллу соответствуют 10 правильно написанных лексических единиц, орфографические ошибки учитываются.
3. Устный монолог с опорой на составленный план прочитанного текста – максимум 5 баллов. Контролируется умение передавать содержание прочитанного по плану в соответствии с языковыми нормами (учитываются коммуникативные и языковые ошибки), логичность изложения, темп речи, соответствие фонетическим нормам, длительность пауз.
4. Ответы на вопросы по прослушанному тексту – максимум 5 баллов, количество вопросов и ответов – 8-10, контролируется полнота, точность и адекватность ответов, темп речи, соответствие фонетическим и языковым нормам.
5. Тестовый контроль. Тест успешности (максимум 10 баллов).
Для адекватного оценивания успешности обучения русскому языку используются показатели сформированности навыков и умений в основных видах речевой деятельности.
Параметры минимальных и максимальных показателей уровня сформированности навыков и умений во всех видах речевой деятельности студентов I курса

ВРД стартовый контроль I итоговый контроль
min max min max
изучающее чтение скорость 30 слов/мин 60 слов/мин 60 слов/мин 80 слов/мин
полнота понимания 0-50% 70% 80% 90-100%
аудирование полнота понимания 30% 60% 10-60% 70-100%
говорение темп 1 слог/сек 1,5-2 слога/сек 1,5-2 слога/сек 2,5-3 слога/сек
время говорения (звучания) 1,5 мин 5 мин 5 мин 7 мин
количество ошибок на 100 слов 12-15 2-3 10-12 2-3
Письмо (сочинение) объем сочинения 50-70 слов 100 слов 100 слов до 200 слов
количество ошибок на 100 слов 15-18 2-3 10-12 2-3

На продвинутом этапе показатели сформированности речевых навыков и умений во всех видах речевой деятельности варьируются в зависимости от курса обучения, что нашло отражение в Программе [Тростинская 2009].
В качестве примера мы приведем таблицу, в которой отображены требования к формированию навыков и умений в области говорения на продвинутом этапе обучения [Чистякова 2011].

Монологическая речь
I курс II курс III курс IV курс
Проверяется умение самостоятельно составить монолог на заданную тему. Длительность монолога – 5-7 минут. Темп речи – 1,5-2слога/сек Проверяется умение составить монологи разных типов: описание, повествование, рассуждение. Длительность монолога – 7 минут. Темп речи – 2,5 слога/сек Проверяется умение составить монолог-рассужде-ние с элементами аргументации по тексту проблемного содержания. Длительность монолога – 10 минут. Темп речи – 2,5-3 слога/сек Проверяется умение составить разные типы монологов с оценкой сообщаемых фактов, с аргументацией своей точки зрения. Длительность монолога – 10-15 минут. Темп речи – 3 слога/сек

Представим формы и виды итогового контроля языковой подготовки студентов I-IV курсов.
На итоговый контроль на I курсе во II семестре выносится изучающее чтение текста из учебно-профессиональной сферы обучения с последующим выполнением тестового задания, контролирующего понимание текста, и продуцированием монологического высказывания с вербальной опорой (назывной план), аудирование текста по специальности с контролем умения составить конспект прослушанного с использованием навыков беглого письма, подготовленное монологическое высказывание на изученную тему социально-культурного характера.
Итоговый контроль на II курсе (III семестр) включает ознакомительное и изучающее чтение текста из учебно-профессиональной сферы с последующим составлением тезисов в письменной форме на основе извлеченной информации, аудирование текста по специальности и пересказ (монологическое высказывание) прослушанного, подготовленное высказывание на изученную тему социально-культурной сферы. На итоговый контроль в IV семестре (II курс) выносится изучающе-ознакомительное чтение оригинального текста из учебника по специальности студента, монологическое высказывание с элементами аргументации на основе прочитанного; аудирование текста из учебно-профессиональной сферы и составление тезисов в письменной форме на основе прослушанного; подготовленное монологическое высказывание на изученную тему социально-культурной сферы.
На итоговый контроль на III курсе в V семестре выносится ознакомительно-изучающее чтение из учебно-профессиональной сферы обучения, составление собственного монологического высказывания на его основе, письменное сообщение по прочитанному тексту с использованием синтаксических средств связи и изложением собственной оценки, а также монологическое высказывание на изученную тему социально-культурного или общественно-политического характера. В VI семестре итоговый контроль включает чтение текста (статьи, научного сообщения из отраслевых научных или научно-популярных журналов) с последующим написанием реферата и подготовку монологического высказывания на изученную тему социально-культурного или общественно-политического характера.
Учебный материал на IV курсе распределен на 2 модуля, каждый из которых включает изучение текстов учебно-профессиональной сферы и тем из социально-культурной и общественно-политической сфер. В конце первого модуля проводится письменный и устный модульный контроль, а в конце второго модуля – итоговый контроль в форме государственного экзамена по русскому языку.
В требования к государственному экзамену включены следующие формы контроля: письменный реферат по одному источнику или реферат-обзор по нескольким источникам (статьи научного характера, по содержанию связанные со специальностью студента); чтение текста по профилю обучения студента и участие в диалоге-беседе по его содержанию, а также монологическое высказывание из социально-культурной или общественно-политической сферы рекомендуемой тематики («Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина», «Глобальные проблемы современности», «Русский язык в моей жизни», «Моя специальность», «Роль моей профессии в развитии моей страны», «Украина сегодня»).
Предложенная система контроля знаний, навыков и умений позволяет объективно оценивать уровень языковой и коммуникативной компетентности иностранных студентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеенко Т. Н. Модульный контроль языковой подготовки иностранных студентов: Медико-биологический профиль. II курс / Т. Н. Алексеенко, О. Н. Тростинская, Т. Е. Манивская. – Харьков : ХНУ имени В. Н. Каразина, 2012. – 156 с.
2. Алексеенко Т. Н. Модульный контроль языковой подготовки иностранных студентов. I курс. Медико-биологический профиль обучения : учебное пособие / Т. Н. Алексеенко, О. Н. Тростинская, Т. Е. Манивская, И. Н. Кушнир – 2-е изд. – Х. : ХНУ имени В. Н. Каразина, 2013 – 180 с.
3. Алексеенко Т. Н. Модульный контроль языковой подготовки иностранных студентов. II курс. Медико-биологический профиль обучения : учебное пособие / Т. Н. Алексеенко, О. Н. Тростинская, Т. Е. Манивская. – Х. : ХНУ имени В. Н. Каразина, 2012 – 156 с.
4. Белякова Н. Н. Единый типовой календарный план / Н. Н. Белякова, А. Н. Барановская, В. В. Иванникова. – М. : Русский язык, 1986. – 135 с.
5. Тростинская О. Н. Программа по русскому языку для иностранных студентов-нефилологов / О. Н. Тростинская, Т. Н. Алексеенко, Е. В. Копылова. – Харьков : ХНУ имени В. Н. Каразина, 2009. – 88 с.
6. Чистякова А. Б. Проблеми навчання говоріння іноземців у вищих навчальних закладах Викладання мов у вищих навчальних закладах освіти на сучасному етапі. Міжпредметні зв’язки / Збірник наукових праць. – Вип. 18. – Харків, 2011. – С. 291–301.

Т. М. Алексєєнко, ст. преп.
Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна, Харків
Система контролю з російської мови іноземних студентів нефілологічних спеціальностей просунутого етапу навчання
Стаття присвячена системі контролю з російської мови іноземних студентів-нефілологів просунутого етапу навчання. В ній представлені види та форми модульного контролю, критерії оцінювання.
Ключові слова: студенти-нефілологи, просунутий етап, система контролю.

T. M. Aleksyeyenko, Senior Lecturer
Kharkiv National University by Karazin, Kharkiv
Сontrol system of Russian foreign students by nonphilological specialyties advanced stage of training
The article is devoted to system of Russian language control tasks for advanced foreign non-philogists. Types and forms of module-control tasks were given in the article.
Key words: non-philogists, advanced students, system of control tasks.