Сегодня уникальных пользователей: 208
за все время : 2676038
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Лингвистика
V Международная конференция «Русский язык в поликультурном мире»

9-10 июня 2010 года в Ялте в рамках Международного фестиваля «Великое русское слово» состоялась пятая – юбилейная – Международная конференция «Русский язык в поликультурном мире». В ней приняли участие ученые и методисты Украины и стран СНГ , чтобы  преподнести русское языкознание в более широкую сферу использования.

Торжественное открытие и первое пленарное заседание состоялись 9 июня в конференц-зале санатория «Россия». Честь открыть конференцию была предоставлена почетному председателю фестиваля «Великое русское слово», Президенту Санкт-Петербургского государственного университета, Президенту Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Председателю Попечительского совета Фонда «Русский мир», действительному члену Российской академии образования, д-ру филол.н., проф. Л.А. Вербицкой.

К ученым и методистам Украины, СНГ и дальнего зарубежья с приветственным словом обратились Председатель Организационного комитета фестиваля «Великое русское слово», Председатель Верховного Совета Крыма В.А.Константинов, Президент Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы Л.А.Кудрявцева и министр образования и науки, молодежи и спорта АР Крым В.А.Дзоз.

Открытие конференции плавно перетекло в пленарное заседание, на котором были представлены доклады по самым актуальным проблемам русистики. Д-р филол.н., проф. Л.А. Кудрявцева (Киев) затронула в своем докладе проблему языковой самоидентификации и связанные с ней профессиональные трудности учителей и преподавателей русского языка. Об особенностях функционирования русского языка за пределами метрополии рассказали д-р филол.н., проф. А.Н. Рудяков (Симферополь) и к.филол.н., ст.н.сотр. О.Г. Ровнова (Москва), д.ф.н., проф. Журавлева (Кокшектау). Вопрос о стратегических основах преподавания русского языка подняла д.пед.н., проф., член-корр. НАПН Украины Е.П.Голобородько (Херсон). Участники конференции с большим интересом заслушали выступление д-ра филол.н., проф. И.П. Зайцевой (Киев). Ирина Павловна как директор Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) сообщила о достижениях в области защиты права школьников учиться и сдавать тесты на родном языке, о принятии концепций преподавания языка и литературы, о возобновлении работы в Малой академии наук секции русского языка и проведении первой за много лет Всеукраинской олимпиады по русскому языку – обо всем том, что было зафиксировано в резолюции прошлогодней конференции.

В заключение пленарного заседания прозвучали доклады д-ра филол.н., проф. Т.С. Пристайко (Днепропетровск) о языке рекламы и д.ф.н., вед.н.с. В.И. Беликова (Москва) о том, насколько богатые и достоверные социолингвистические данные можно получить, анализируя интернет-ресурсы (блоги).

Приятной неожиданностью для всех участников конференции было объявление о награждении украинских русистов высшей наградой МАПРЯЛ – медалью Пушкина. К сожалению, заслуженные ученые и преподаватели д.ф.н., проф. Е.С.Отин и д.пед.н., проф. Л.В.Вознюк не смогли приехать на фестиваль. Л.А. Вербицкая передала их медали и дипломы президенту УАПРЯЛ Л.А. Кудрявцевой с пожеланием вручить их лауреатам позднее.

В этом году в программе было заявлено всего три секции: «Русскоязычное пространство в современном мире: социолингвистические аспекты», «Методические аспекты преподавания русского языка» и «Актуальные проблемы функционирования и развития русского языка». Однако их наполнение было не менее богатым, чем в прошлом году.

На заседаниях секции «Русскоязычное пространство в современном мире: социолингвистические аспекты» были заслушаны и обсуждены доклады ст.преп. М.Г.Маркиной (Симферополь), к.филос.н., доц. В.В.Пашкова (Запорожье), д.ф.н., проф. Н.П.Тропиной (Херсон), посвященные проблеме украинско-русского двуязычия. Вопросы языкового варьирования обсуждали к.ф.н., доц. Ю.В.Дорофеев (Симферополь), к.ф.н.Забашта (Симферополь), к.ф.н., доц. Т.И.Плужникова (Киев). Новейшие тенденции языка, отраженные в молодежном сленге были освещены в докладах д.ф.н., доц. Е.Н.Бекасовой (Омск), к.ф.н., доц. Т.А.Хейлик (Запорожье) и др. Отрадно отметить, что проблемам недостаточно разрабатываемой в последнее время диалектологии было посвящено три доклада: к.ф.н., доц. Л.Ф.Баранник (Одесса), к.ф.н., доц. Л.В.Педченко (Харьков), к.ф.н., ст.н.с., доц. Семеновой (Челябинск).

Секция «Актуальные проблемы функционирования и развития русского языка» объединила в себе самые разноплановые доклады. Различные аспекты дискурсологии (в первую очередь – медиадискурса) были представлены в выступлениях д-ра филол.н., проф. О.С. Иссерс (Омск), к.филол.н., доц. Е.Г.Малышевой (Омск), д-ра филол.н., проф. Кузьминой (Омск), к.филол.н., м.н.с. И.Е. Дубчак (Киев). Особенности языковой и концептуальной картины мира разных народов были освещены в докладах к.филол.н., доц. Н.М.Божко, д-ра филол.н., проф. Л.П. Ивановой (Киев), докторанта Я.В. Пайоли (Лион) и вызвали многочисленные вопросы и комментарии. Структура и функционирование единиц различных уровней системы русского языка нашли свое отражение в докладах д-ра филол.н., проф. Л.И. Устюговой (Ужгород), д-ра филол.н., доц. В.Н. Абашиной (Львов), к.филол.н., доц. О.Е. Белинской (Винница) и др.

Наиболее многочисленная секция «Методические аспекты преподавания русского языка» объединила в себе и преподавателей русского как иностранного и «школьных» методистов, которые говорили о преподавании русского языка в условиях близкородственного билингвизма. Поскольку в тот же день был запланирован Первый всеукраинский педсовет по русскому языку, то методисты компактно отчитали и обсудили доклады в первой половине дня, а вторую половину предоставили преподавателям РКИ.

По-прежнему актуальной проблеме украинской методики – учебникам по русскому языку – были посвящены доклады к.пед.н., доц., проф. Л.В.Давидюк (Киев), методиста Г.А.Нелиной (Николаев), к.пед.н., доц. А.О.Мельник(Киев), зав. лаб. русс. яз. и мир. лит. М.Е.Чубаровой (Днепропетровск). Вопрос о преподавании русского языка в условиях близкородственного билингвизма подняла методист Р.В.Кирнасовская (Киев). Развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса школьников были освещены в докладах к.пед.н., доц. Е.И.Быковой (Киев), к.пед.н, асс. В.И.Ковалева (Луганск), зав. лаб. яз. и лит. Э.Ю.Крюченковой (Одесса), зав. лаб. русс. яз. и мир. лит. Е.И.Левандовской (Херсон), ст. преп. В.Л.Лоповок (Луганск), зав. отд. гум. обр. ИППО Л.В.Мельниковой (Донецк), д-ра филол.н., проф. В.И.Стативки (Сумы), методиста Т.Т.Подолинной (Киев) и др. Доклад к.филол.н., доц. Т.Я.Фроловой (Симферополь) о формировании лингвистического мировоззрения школьников вызвал большой интерес и продолжительную дискуссию.

Преподаватели русского языка как иностранного – к.филол.н., доц. С.В.Алехина (Киев), к.филол.н., доц. М.Н.Бондарчук (Киев), к.пед.н., доц. Л.С.Безкоровайная (Харьков), ст.преп. Н.Н.Кальниченко (Харьков), ст.преп. Е.В.Копылова (Харьков), доц. Т.В.Пахалкова-Соич (Харьков) продемонстрировали, как можно использовать новейшие технологии в работе со студентами.

Все участники секции отметили резкое увеличение количества сообщений о новых – гуманитарных – специализациях на подготовительных факультетах (доклады ст.преп. С.В.Варавы (Харьков), к.филол.н. Н.Г.Ивановой (Одесса), к.пед.н., доц. Е.В.Копытковой (Харьков)).

От других конференций мероприятия «Великого русского слова» выгодно отличаются высокой результативностью обсуждений. Отклик МОНМиС на призывы и пожелания, изложенные в резолюции прошлой конференции, поощрили участников, руководителей секций, членов президиума пленарного заседания четко формулировать свои рекомендации.

Самыми активными в этом плане оказались именно методисты. Обе секции, а Педсовет также предоставили секретариату конференции перечень проблем и путей их решения для дальнейшей работы над резолюцией – на основе этих рекомендаций и замечаний будет составлено официальное письмо в МОНМиС Украины от имени УАПРЯЛ.

Руководитель подсекции РКИ В.В.Дубичинский так сформулировал пожелания к МОНМиС:

1. В связи с изменениями в контингенте иностранных граждан, прибывающих в Украину с целью получения высшего образования, а именно – в связи с большим увеличением количества иностранцев, выбравших различные гуманитарные специальности (дизайн и изобразительное искусство; музыкальная культура и искусство; филология; история и право) просить МОНМиС разработать государственный стандарт для подготовки иностранных студентов на этапе довузовской подготовки (на подготовительных факультетах) по вышеперечисленным специальностям с учетом опыта подготовительного факультета ХНУ им. Каразина, где уже разработаны такие учебные планы и программы.

2. Инициировать проведение олимпиад по русскому языку для иностранных студентов.

3. Создать единый учебник РКИ или единые, комплексные учебники, сориентированные на профессиональные потребности студентов.

Методисты предложили усовершенствовать образовательный процесс следующим образом:

1. Включить в перечень диссертационных исследований темы по истории отечественной лингводидактики и методики преподавания русского языка. Ходатайствовать перед МОНМиС Украины о выделении средств на создание учебника по методике преподавания русского языка в Украине и хрестоматии к названному курсу.

2. Предусмотреть проведение систематических конференций по актуальным проблемам преподавания русского языка в учебных заведениях Украины с привлечением к участию в них представителей науки, методистов городских и районных отделов образования, учителей.

3. Поддержать модификацию основных форм организации учебного процесса в системе высшего образования, направленную на повышение эффективности формирования профессиональной компетентности филологов-русистов.

4. Создать сайт по русскому языку для школьников.

5. Исследовать уровень владения русским языком в школах с украинским языком обучения с целью дифференцирования преподавания русского языка.

Все пожелания участников и руководителей секций были учтены при составлении общей резолюции конференции, оглашенной на заключительном пленарном заседании.

К.филол.н., м.н.с. И.Е.Дубчак.