Сегодня уникальных пользователей: 94
за все время : 2729954
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Лингвистика
Проблемы прогнозирования коммуникативного и языкового развития России в первой половине XXI века

И. А. Стернин (Воронеж)

Прогнозирование развития в любой гуманитарной сфере – вещь достаточно рискованная, однако исследования в области мировых тенденций развития общения, а также тенденций развития российского общества и русского языка последнего времени во взаимосвязи с тенденциями развития русской коммуникативной культуры позволяют заметить  некоторые устойчивые изменения, которые, по-видимому, будут определять тенденции развития русского и мирового общения в ближайшие десятилетия нынешнего века.

Общение в современном мире претерпевает в настоящее время быстрые и существенные  изменения. Особенно они ускорились в конце ХХ века – в период интенсификации экономического, политического, социального развития ведущих стран мира, сопровождаемой процессами глобализации во всех сферах жизни. Это определяет интенсивность и  вектор изменений, происходящих во всех или в большинстве развитых стран, к которым в начале ХХI века присоединяется и Россия.

Основные тенденции  изменений в общении связаны с социально-психологическими изменениями в обществе, вызванными влиянием научно-технического прогресса. Центральным понятием, позволяющим их объяснить, является понятие персонификация личности, выдвинутое известным советским ученым Б. Д. Парыгиным: “Персонификация –  это целый комплекс тенденций изменения и развития личности, который включает в себя процесс ее духовного обогащения, рост ее самосознания, развертывание ее духовного потенциала. Она проявляется и в наличии развитых потребностей личности: познавательных (потребность в познании и развитом  самопознании), коммуникативных  (потребность в духовном общении, понимании и признании), конструктивных (потребность в самовыражении, самоутверждении и творческой деятельности). Безусловно, этот процесс имеет своей основой освоение личностью требований социальной среды, ее включение в систему социальных отношений и  определяется, в конечном счете, характером последних. Это значит, что персонификацию можно рассматривать как двусторонний  процесс социализации индивида и индивидуализации личности. Обе стороны этого процесса находятся друг с другом в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости” 1.

Причины персонификации личности – в совершенствовании быта  и отдыха, увеличении предметного мира, а следовательно и знаний о нем,  в расширении контактов людей друг с другом.

Люди становятся все более непохожими друг на друга. Они становятся свободнее и самостоятельнее. Человек все больше становится личностью.

Основные общественные проявления персонификации личности обнаруживаются в следующем.

Повышается средний уровень культуры. Развиваются потребности: каждому человеку теперь надо все больше и больше,  и он хочет достичь всего все быстрее и быстрее.

Растет уровень притязаний  личности. Человек начинает претендовать  на то, на что раньше и не думал претендовать.

Формируются способности к выбору ценностей. Человек стремится принимать решения самостоятельно, без подсказки и давления со стороны.

Растет чувство собственного достоинства у всех категорий людей.

Увеличивается тяга к обновлению впечатлений. Люди стремятся к поездкам, путешествиям, нуждаются в постоянно обновляющейся информации.

Личность становится мобильной. Люди легче меняют работу и место проживания.

Растет взаимная требовательность людей  в коллективе.

Время, проводимое людьми в семье, уменьшается, зато возрастает время, проводимое за ее пределами: на работе, на дополнительных “подработках”.

Увеличивается  дистанция между поколениями: между родителями и детьми, между старшими и младшими.

Увеличивается число микрогрупп в коллективах, число объединений людей по групповым интересам.

Персонификация личности оказывает большое влияние на характер общения людей в обществе. Перечисленные выше социально-психологические последствия персонификации приводят к значительным изменениям в характере общения людей  в семье, в коллективах, с незнакомыми людьми. Можно отметить некоторые  универсальные тенденция развития общения,  которые обнаруживаются в цивилизованных странах и которые являются следствием персонификации личности.

Расширяются сферы общения людей. Люди теперь могут общаться  друг с другом по гораздо более широкому кругу проблем. Но неуклонно  сокращается время общения с людьми, интересующими человека. Много времени отнимает работа, транспорт. Возникает постоянное ощущение того, что на общение с друзьями и знакомыми времени не остается. В результате длительное общение с одним человеком, даже другом, становится редким  и непривычным, и в конечном итоге оно начинает даже раздражать.

Увеличивается удельный вес кратковременных, поверхностных речевых контактов  с людьми. Люди отучаются произносить более или менее длительные монологи и приучаются к диалогической форме общения.

Наблюдается тенденция к сокращению общения с людьми за счет увеличения “общения” со средствами массовой коммуникации.

Развивается тенденция к уклонению от общения вследствие перегруженности современного человека общением в течение дня. Контакт (психологический) считается установленным, если человек различил лицо другого человека. Люди устают даже  от созерцания других людей.  В больших городах количество “различенных” лиц столь велико, что формируется стремление людей уклониться от общения по возвращении домой.

Увеличивается общение в сфере обслуживания, увеличивается доля контактов “по поводу приобретения”.

Растет обезличенность общения, увеличивается число ситуаций, в которых люди общаются, не “читая” друг друга, не знакомясь, не  вступая в личные отношения (общение фактически заменяется информационным обменом).

Наблюдается тенденция к сокращению общения с родственниками, друзьями, сокращение приема  гостей.

Накопление информации начинает занимать больше времени, чем ее обсуждение. Люди смотрят, фильмы, читают газеты, слушают радио, но меньше  обсуждают с другими то, что при этом узнают.

Расширяется сфера использования устной речи. Люди все меньше пишут друг другу, все больше проблем решаются по телефону или в устном  общении.

Увеличивается  доля телефонного общения и общения с помощью средств современной связи (факс, мобильный телефон, электронная почта,  интернет) в общем объеме общения.

Падает культура письменной речи, ухудшается грамотность.

Сокращается инициативное общение, то есть такое, при котором человек сам выбирает себе собеседника и может в разговоре свободно проявить индивидуальность. При этом увеличивается доля ролевого, принудительного, официального, ритуального, фатического общения.

Таковы универсальные, глобальные тенденции развития общения, которые будут определять эволюцию и развитие общения в нынешнем веке в цивилизованных странах.

Изменения затронут также соотношение основных видов общения, что требует специального рассмотрения 2.

Наиболее активное развитие получит политическое общение, которое связано с демократическими процедурами  в обществе. Политическое общение окончательно оформится как особый вид общения. Научное общение будет приобретать специфические черты, делающие его более понятным для широких слоев населения. Объем воспитательного общения будет продолжать уменьшаться из-за занятости родителей и воспитателей. Учебно-педагогическое общение станет демократичнее.

Официально-деловое общение станет более формализованным, ритуализованным, ему будут обучать на профессиональной основе. Чтобы компенсировать увеличение объема делового общения, люди будут больше стремиться к развлекательному общению, которое станет более эмоциональным, но и более поверхностным.

Неофициальное общение будет сокращаться в объеме и формализироваться, приобретая черты речевой игры.

В русской коммуникативной культуре, видимо,  будет преодолено негативное отношение к светскому общению как неискреннему. Оно получит более широкое распространение, особенно в деловых кругах.

Открытое общение увеличится в объеме за счет делового, но сократится за счет общения с близкими людьми – на это будет оставаться все меньше времени.

Будет наблюдаться постоянный постепенный рост объема принудительного общения за счет инициативного.

Обезличенного общения будет больше  (общения с “ролями” по поводу работы, приобретения товаров и т. п.), но оно общение станет более вежливым, его участники – приветливее.   Личностное общение будет сокращаться.

Длительное общение будет занимать все меньшую долю в объеме коммуникации. Возрастет удельный вес кратковременного общения. Тяга к длительному инициативному общению часто будет оставаться неудовлетворенной (“некогда с друзьями встретиться и поговорить”).

Доля косвенных высказываний на фоне формирования толерантности будет возрастать, доля прямых указаний и распоряжений в официальной среде общения – сокращаться. Постепенно возрастет некатегоричность русского общения.

Произойдут изменения в функциях коммуникации и их соотношении

Можно предположить, что в нынешнем веке усилятся функции отождествления себя с группой и противопоставления себя группе, необходимые для делового общения. Сократится использование общения для познания людьми друг друга из-за сокращения времени на инициативное межличностное общение. Функция распределения времени будет выполняться более формализовано, преимущественно в форме светского общения. Функция коммуникативного самовыражения личности ослабеет, причиной этому будет недостаток времени у слушателей.

Вполне вероятно, что реализация общением функций поддержания сознания, работоспособности, здоровья будет затруднена из-за общего сокращения времени на инициативное межличностное общение, но тяга людей к использованию общения в индивидуально-психологических функциях усилится. Получат распространение различные клубы, группы  общения, где люди будут собираться специально, чтобы общаться и т. о. удовлетворить свои индивидуально-психологических потребности. Функция общения как усилителя психических процессов  получит дальнейшее развитие благодаря массовым телевизионным и реальным шоу, где общение используется для того, чтобы эмоционально “завести” толпу.

Биологическая функция общения сохранится в неизменном виде.

Есть и особые российские условия, которые оказывают дополнительное влияние  на развитие общения в России. Важнейшим фактором является менталитет народа, определяющий его поведение и коммуникативное сознание. Здесь тоже в последние годы налицо заметные изменения.

Коллективистский  менталитет русского человека явно начинает приобретать индивидуалистические черты под влиянием рыночной морали, предполагающей заботу о личной прибыли и преуспеянии,

умение быть жестким, рисковать, соревноваться с другими, делать карьеру, использовать других людей в своих целях. Большую роль в этом играет подражание передовым в экономическом отношении странам с рыночной экономикой, прежде всего – Америке.

Мы предполагаем, что, тем не менее, русский соборный менталитет не претерпит кардинальных изменений в силу устойчивых коллективистских традиций, которые существуют на Руси тысячелетиями. Вместе с тем, усиление индивидуалистических традиций стимулирует интерес к освоению этикетных норм поведения и общения, которые неизбежно сопровождают развитие индивидуалистических обществ. Это также будет стимулировать повышение законопослушности российского общества, что проявится и в осознании необходимости более строгого соблюдения норм поведения и общения.

Возрастет мотивация всех слоев общества к освоению культуры поведения, общения и речи. Постепенно будут формироваться и предъявляться коммуникативные требования к профессиональной деятельности различных категорий работников. Возможно, они будут закреплены административно или законодательно. В первую очередь это коснется журналистов, чиновников, педагогов.

Расширится обучение коммуникативным дисциплинам в различного рода учебных заведениях, как средних, так и высших, будут функционировать различные  курсы подготовки в области речевой и коммуникативной культуры, курсы делового общения и этикета.

Усилится внимание общества к соблюдению его членами норм литературного языка, норм культуры речи и культуры общения. Расширится практика обучения культуре речи и эффективному общению различных слоев населения.

Коммуникативное сознание русского человека постепенно эволюционирует в направлении внимания к собственному языку, будет формироваться осознание важности хорошего  владения своим родным языком, культурой речи и общения.

Мировой интеграционный процесс – процесс унификации культур. В нашем регионе действует процесс европеизации культур. Естественно, национальные особенности каждой культуры сохраняются, но происходит унификация прежде всего речевого, поведенческого и делового этикета. Будут действовать интеграционные тенденции – в направлении к европейскому коммуникативному поведению. Особенно это коснется норм делового общения и речевого этикета.

Однако здесь Россию подстерегает ряд трудностей. Осложняющим фактором в формировании европейских норм культуры поведения и общения является именно специфика российского менталитета, который в ряде своих существенных черт как бы “сопротивляется ” формированию таких норм. Вот некоторые из этих черт.

1. В России, как отмечал Н. Бердяев, люди не очень склонны подражать высшим образцам: “Святыми все восхищаются, но им не подражают”.

2. Принято быть как все, поэтому простота в поведении выступает как бессознательный эталон, и подражают именно простоте. Многие нормы культуры речи и культуры поведения осознаются русским сознанием как искусственные, надуманные, противостоящие искренности как важнейшему национальному качеству поведения.

3. Не принято выделяться: “белая ворона” является неодобрительной характеристикой человека, и таких не любят. Легче отказаться от тех или иных норм культурного поведения и общения, нежели во всех ситуациях нести крест культурного интеллигентного человека.

4. Слово интеллигент в русском языке было долгое время ругательным словом. Российская  интеллигенция мало способна к самоорганизации, она не создает в России общественных движений, самоедствует, не видит в себе организационной миссии, не любит повседневной бытовой работы по просвещению своего непосредственного окружения, предпочитая ставить абстрактные нравственные проблемы в глобальном масштабе.

5. Русский человек не любит ни в чем строгой регламентации, поэтому фактически этикета как свода строгих и соблюдаемых всеми правил в русской культуре  нет. Все правила варьируют в достаточно широких рамках. Русский этикет поведения и общения нестрог, “вариативен”. Русский человек не любит “условностей”, под которыми понимается фактически любая бытовая культурно-обусловленная регламентация поведения. В России легко прощают людям допущенные ими отклонения от любых норм. Законы и правила считаются давлением на личность.

6. Нелюбопытство к правилам поведения и общения, к правилам культуры речи: человек не знает, как сказать или как вести себя, но предпочитает не спрашивать, а лучше обходиться без этого.

7. Инерционность мышления, неприятие изменений, непритязательность поведения: годами так жили, поколения выросли – и ничего, обходились без этикета.

Таким образом, коммуникативная глобализация в России будет встречать определенное ментальное  противодействие, что может замедлить этот процесс, но, по нашему глубокому убеждению, не сможет его остановить, поскольку он имеет  объективный характер.

И некоторые выводы более общего характера.

Устремленность личности к персонификации и вытекающие из этого изменения в общении – устойчивая тенденция, которая обнаруживается в любом цивилизованном обществе, и подтверждается самой логикой развития цивилизации. Персонификация личности   будет развиваться и дальше, каждый член общества будет объективно становиться все более непохожим на других, а это значит, что возрастут трудности взаимопонимания. Следовательно, возрастет и опасность конфликтов во всех сферах – в коллективе,  в семье, в межличностных и дружеских связях.

Увеличение разводов во всем мире – одно из следствий персонификации, так же как и  часто встречаемая в производственных коллективах конфликтность. Отсутствие у многих людей подлинных друзей при увеличении количества знакомых и приятелей – тоже следствие персонификации, равно как и растущее одиночество людей в мире, особенно людей незаурядных, талантливых (то есть высоко персонифицированных).

Учитывая, что персонификация – объективный процесс, можно прийти к неутешительному выводу: магистральная  тенденция развития общества ведет к усложнению общения людей, к затруднениям в межличностном общении, к его сокращению и формализации.

Рост формального, ритуального общения в условиях персонифицированного общества превращает общение в информационный обмен сигналами общественного признания, что ведет к изменению сущности самого общения – оно начинает утрачивать психологическую составляющую.

Выход только один: персонифицированным личностям необходимо учиться общению друг с другом. Если они не научатся общаться в духе уважения и толерантности, интереса к личности другого, конфликты, нетерпимость, агрессия, бескультурье и бездуховность в  обществе неизбежны.

Потребность в формировании  культуры  общения вытекает из самой логики развития современной цивилизации. По мнению Б. Д. Парыгина, культура общения служит фактором интеграции людей. Именно в этом направлении должно развиваться цивилизованное сообщество.

1 Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. – М., 1978. – С. 97–98. 2 Подробнее о видах общения см. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж, 2001.