Сегодня уникальных пользователей: 366
за все время : 2687277
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Лингвистика
Иванова К. А. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТАХ

23.09.15
Статья опубликована в сборнике «Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания: Сборник научных трудов под общ. ред. Л. А. Кудрявцевой». – К., 2014. Выпуск 8. С. 121 – 125.

УДК 811.161.1’42:316.77:808.1
К. А. Иванова, асп.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Киев

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ
В ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТАХ

Одними из важнейших особенностей информационно-аналитического медиатекста является анализ информации и ее оценка. Эти характеристики медиатексту придает автор. На основе авторской позиции строится весь медиатекст: тезисы, рассуждения, оценки и выводы.
Данная статья рассматривает медиалингвистические средства выражения позиции автора в информационно-аналитическом интернет-тексте (на основе анализа информационно-аналитических интернет-статей).
Ключевые слова: информационно-аналитический медиатекст, позиция автора, авторская оценка.

Понятие «язык средств массовой информации» сегодня понимается уже не просто как весь корпус текстов в СМИ (медиатекстов), а как отдельная система функционирования языка, со своими правилами и законами. Классификация медиатекстов – один из важнейших открытых вопросов медиалингвистики. На современном этапе исследований наиболее полная классификация (но не абсолютно завершенная), которой придерживаемся мы, была предложена Т. Г. Добросклонской. Согласно этой классификации выделяются четыре функционально-жанровых типа текстов: новости, информационная аналитика, публицистика и реклама.
Каждый тип медиатекстов нуждается в выработке четких параметров, характеристик, которые, собственно, и отличают один тип текстов от другого.
Информационно-аналитические медиатексты в наибольшей степени выполняют интерпретационную, или идеологическую функцию СМИ. Само название «аналитические» тексты предопределяет наличие некоего анализа (ситуаций, фактов, явлений и т. п.), по результатам и в процессе которого делаются выводы и ставятся оценки. Это и является главными отличительными характеристиками информационно-аналитических медиатекстов – анализ, итог и оценка.
Три вышеупомянутых составляющих предполагают наличие того, кто их делает – кто проводит аналитические операции, на основе которых этот кто-то подводит итоги и этот же кто-то ставит оценки (оценка – явление более или менее субъективное). То есть в информационно-аналитическом медиатексте присутствует субъект, который совершает данные операции и за счет этого делает информационно-аналитический текст именно таким типом медиатекста. Этим субъектом является автор.
Цель автора, который создает информационно-аналитический медиатекст – не просто донести до читателя информацию о событиях, действиях, явлениях, фактах и их детали (эту функцию выполняют новостные медиатексты), но и объяснить причины возникновения той или иной ситуации, ее значимость, ее положительные и отрицательные стороны, расставить акценты на том, что является важным в этой ситуации, дать ей максимально объективную оценку, спрогнозировать последствия ситуации, варианты ее развития, сделать выводы. Конечно, ситуация будет показана так, как ее видит автор, с его точки зрения и с его жизненной позиции (либо с позиции редакции). Кто-то из читателей поддерживает эту точку зрения, а кто-то нет, поэтому автор стремится приводить наиболее весомые аргументы и быть всячески обоснованным в своих доводах, при этом можно добавить эмоционально-экспрессивный элемент, выразив таким образом и свою оценку и заодно сделав свой медиатекст более ярким и красочным.
В результате анализа информационно-аналитических статей (103 единицы, медиатопик – политика Украины; аналитические сайты – «Око планеты», «Однако», «Хвыля», «ИноСМИ», «Контрпост», «Империя», «Альтернатио»; период – март-июль 2014 г.) мы выделили следующие средства выражения авторской позиции в информационно-аналитическом медиатексте.
1. Общее построение и содержание текста – это главная мысль/идея, которую хочет донести автор до читателя, и в соответствии с которой выстраивает свой текст. Для этого автор отбирает определенные факты для анализа и построения своих рассуждений, формулирует тезисы и подводит соответствующие итоги. Как уже упоминалось выше, цель автора – не просто проинформировать, а преподнести «разложенную по полочкам» информацию в нужном свете, показать и аргументировать свою точку зрения и убедить читателя в своей правоте. Например, цель автора – осветить какое-либо политическое событие и показать читателю, что это событие положительно/отрицательно скажется на жизни страны и его собственной (читателя), поставить оценку действий политической стороны А, политической стороны Б, политической стороны В и т. д., и, таким образом, убедить читателя в правоте той политической стороны, которую поддерживает сам автор. Для анализа автор вводит в текст непосредственно само событие, затем в процессе анализа подключает предшествующие события, факты, явления, которые имеют отношение к этому (главному) событию, затем подкрепляет свою точку зрения мнениями экспертов, известных политиков и общественных деятелей, ссылается на мнение других журналистов. Но, что самое важное, для своей статьи автор отбирает только «выгодные» мнения, высказывания и факты, которые подкрепляют (а не, наоборот, опровергают) его точку зрения (делает «отбор фактов»).
2. Форма построения текста. Автор, позиционируя себя как объективное начало, может (и должен) абстрагироваться над текстом и вести рассказ не от первого, а от третьего лица, избегая категоричных оценок и радикальных суждений. Но такого рода текст будет «сухим», в нем не будет чувствоваться живая речь, эмоции, оценки – он будет неинтересным и скучным для читателя. Поэтому автор старается вести с читателем диалог, как будто читатель присутствует при размышлениях автора и при написании данного текста. Для этого автором используется вопросно-ответная формулировка мыслей/тезисов и обращения. Например: «Нужна ли тогда будет Украина Западной Европе? Однозначно – нет»; «как вы понимаете»; «можете прочитать»; «Попробуйте угадать, какая рубаха носится ближе к телу?»; «А как же Порошенко? Что будет делать он?»; «В чем разница? В ответственности»; «Вы спросите, почему клички? В банде у всех есть клички».
Зачастую также автор ведет повествование от собственного лица (употребление личностного местоимения «я») и может ссылаться на свой собственный опыт для подтверждения своих мыслей в процессе анализа: «все это, повторюсь, понятно»; «мне доводилось слышать»; «сказать откровенно»; «мой коллега»; «я прекрасно помню своё чувство протеста»; «по моему мнению» и т.д. При этом автор употребляет местоимение «мы» (и его формы) в значении `автор/редакция и читатель/читатели`, подразумевая, что есть еще «они» (в значении той политической стороны, действия и взгляды которой автор не одобряет) (автор очерчивает круг «свои – чужие»): «Мы уже слышим, что на улицах Киева позавчера была стрельба»; «ну а мы с вами за ним проследим»; «мы имеем дело с конфликтом двух поколений»;
3. Внутритекстовые связи – логические связи, которые автор устанавливает между тезисами и фактами, которые вводит в свой текст – для подтверждения, для уточнения, для объяснения, причинно-следственные связи. Эти связи реализуются с помощью таких слов как: значит; иными словами; наоборот; потому что; кстати; ожидаемо; то есть; здесь дело не в том; так что; подтверждение тому.
А также расстановка акцентов в тексте – когда автор структурирует свой материал, указывая на то, что более и что менее важно (формально это выражается в таких словах как: во-первых, во-вторых; в первую очередь, в следующую очередь; [это]самое главное/важное; первый этап, второй этап; важный момент, второй важный момент, разбивание по пунктам и т. п.), либо отдельные случаи акцентировки внимания читателя – автор выносит свой акцент в скобки, или в отдельное предложение: «Жизни мирных жителей (даже детей!) для него что-то несущественное» (Око планеты); «Вот о чем (повторю это еще раз) необходимо задуматься гражданам Украины» (Око планеты); «Славянск, конечно, стал символом «русской весны», более того – он вошел в историю. Навсегда» (Однако).
4. Всевозможные способы выражения оценки и отношения автора:
– прямая оценка: «вполне логичное молчание Пентагона»; «украинский транзит больше не внушает доверия»; «это плохо для Порошенко, однако хорошо для Коломойского»; «это очень плохой знак для Обамы»;
– оценочная лексика (мелиоративная и пейоративная): «блестящая операция ополченцев»; «бесчинствующие на Донбассе»; «сеющих ложь и ненависть»; «злобные, подлые, тупые существа»;
– идеологически модальная лексика: пропагандисты; сепаратисты; фашизм; путчисты; мародёры; беженцы;
– модальные слова, выражающие отношение и оценку автора (положительные, либо отрицательные): увы; к сожалению; самое ужасное; наиболее печально, что; желательно;
– стилистически сниженная лексика, сленг: фуфло; пацан; лыбиться;
– фразеологизмы: «Замена Януковича на Порошенко – это замена шила на мыло» (Око планеты); «Дела США в Ираке из рук вон плохи» (Контрпост); «Путин водит за нос целую супердержаву» (Контрпост);
– эвфемизмы: «шоколадный король»; «девица из темницы»;
– авторские неологизмы: майдановцы; вышиванковые; укроармия; Яйценюк; еврошпана.
– метафора: «Обвинения и потоки дезинформации создали кривое зеркало, в котором Вашингтон пытается переложить ответственность на Москву» (Однако); «У Обамы и ЕС нет больше желания закрывать русскую амбразуру узкой впалой грудью ради Украины» (Контрпост); «антироссийская истерия»; «Вашингтон дал зеленый свет»; «мутный поток клеветы и обмана»;
– ирония: «вещал другой эксперт»; «сему специалисту»; «господин Тымчук уже верещал»; «Барак Хусейнович»; «Обамовы хотелки».
Данная классификация представлена в последовательности от общего (более широкого и масштабного) к частному.
Таким образом, как видно из классификации, позиция автора выражается и четко прослеживается на каждом уровне текста (от уровня общей идеи и цели до уровня слов и словоформ). Это доказывает то, что на основе авторской позиции строится весь медиатекст, а также то, что цель автора – максимально доступно, в любых возможных формах донести свою точку зрения до читателя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Валгина Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. – М., 2004.
2. Володина М. Н. Язык средств массовой информации / М. Н. Володина. – М. : Академический проект, Альма Матер, 2008.
3. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению СМИ / Т. Г. Добросклонская. – М., 2008.
4. Огнева К. А. Текст информационно-аналитической статьи в аспекте когнитивно-дискурсивной парадигмы: автореф. дис. …канд. филол. наук / К. А. Огнева. – Ставрополь, 2012.
5. Попова Е. А. Авторская модальность как средство выражения антропоцентричности текста: автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. А. Попова. – Тверь, 1995.

К. О. Іванова, асп.
Київський національний університет імені Тараса Шевченка, Київ
Засоби вираження авторської позиції в інформаційно-аналітичних Інтернет-текстах
Одними з найголовніших особливостей інформаційно-аналітичного медіатексту є аналіз інформації та її оцінка. Ці характеристики мкдіатексту надає автор. На основі авторської позиції будується весь медіатекст: тези, розмірковування, оцінки та висновки.
Дана стаття розглядає медіалінгвістичні засоби вираження авторської позиції в інформаційно-аналітичному інтернет-тексті (на основі аналізу політичних інтернет-статей).
Ключові слова: інформаційно-аналітичний медіатекст, позиція автора, авторська оцінка.

K. Ivanova, postgraduate student
Kyiv National Shevchenko`s University
The ways of expression of the author`s attitude in analitical Internet-texts
One of the main characteristics of analytical mediatext are the analysis of information and the assessment of that information. The author is the one who bring those characteristics into the mediatext. That is why the whole body of analytical mediatext (thesis, discussion, assessment and summery) depends on the author`s attitude.
This article observe the ways in which author expresses his / her attitude in analytical internet-text (based on the analysis of political internet-articles)
Key words: analytical mediatext, author`s attitude, author`s assessment.