Сегодня уникальных пользователей: 98
за все время : 2729958
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Лингвистика
IV ВСЕУКРАИНСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА»

В рамках Фестиваля «Великое русское слово» состоялся IV Всеукраинский научно-методический семинар учителей  русского языка и литературы «Русская словесность: теория и школьная практика», в работе которого приняло участие 85 человек. Организаторами семинара выступили Министерство образования и науки, молодежи и спорта Автономной республики Крым, Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского, Крымское региональное отделение УАПРЯЛ, Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования.

На семинар приехали делегации учителей из Автономной республики Крым, Донецкой, Запорожской, Луганской, Волынской, Закарпатской и других областей. Семинар начал свою работу 10 июня, когда его участники собрались на Всеукраинский педагогический совет, где вместе с учеными, методистами и коллегами-учителями из крымских образовательных учреждений обсудили важные проблемы, внесенные в повестку дня.

11 июня в первой половине дня перед учителями с приветственным словом выступила Президент УАПРЯЛ доктор филологических наук, профессор КНУ им. Т. Шевченко Л.А.Кудрявцева, затем вниманию участников были предложены лекции доктора филологических наук, профессора, директора Украинского центра оценивания качества образования И.П.Зайцевой на тему: «Обучающий и воспитательный потенциал лингвистической экологии»; доктора филологических наук, профессора, декана филологического факультета, зав. кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Омского государственного университета О.С.Иссерс «Осознанные навыки речевого поведения»; кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики преподавания русского языка и мировой литературы НПУ им. М.П.Драгоманова Л.В.Давидюк на тему: «Урок русского языка: классическая методика и современные подходы» и кандидата педагогических наук, доцента КРИППО Т.Я.Фроловой «Использование современных технологий на уроках русского языка».

Во второй половине дня было проведено заседание Круглого стола, посвященного проблемам и перспективам современного преподавания литературы в школах Украины, под руководством доктора филологических наук, доцента КРИППО О.В.Резник, которая рассказала о развитии интереса к чтению у учащихся среднего звена, и кандидата филологических наук, доцента ТНУ им.В.И.Вернадского И.М.Колтуховой, выступившей с докладом на тему «Внедрение инновационных технологий в преподавание литературы в школе». В ходе обсуждения докладов выступили учителя общеобразовательных школ, были высказаны конкретные предложения и пожелания, зафиксированные в принятой резолюции.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

«Проблемы и перспективы современного преподавания литературы

в школах Украины»

Обсудив актуальные проблемы современного состояния преподавания литературы в общеобразовательных учебных заведениях, считаем:

Литература как школьный предмет во  многом утратила свои позиции, поскольку является частью гуманитарного образования, которое в ситуации культурного и морального кризиса общества считается не престижным. Однако гуманитарное образование  пронизывает все сферы жизни и не может быть подверженным утилитарному подходу. Литература наиболее адекватно отражает ведущую мировоззренческую и эстетическую позицию данного социума, данного исторического периода.

Принятая концепция литературного образования позволяет при последовательной ее реализации вернуть предмету его роль и значение. На протяжении многих лет школьный предмет «литература» не только способствовал формированию нравственного и духовного становления личности, но и был стержневым в развитии устной и письменной речи и мышления и, таким образом, в выработке общеучебных навыков. Утрата этой функции повлекла за собой резкое снижение качества образования в целом.

Необходим кардинальный пересмотр школьных программ, установление четких образовательных стандартов, которые на первый план выдвигают гуманистические, национально-культурные  ценности, формируют личность через интерес к художественному слову.

В деятельности ученого, методиста, учителя должна присутствовать опора на  основные положения традиционной методики, предполагающие изучение и анализ литературного произведения в историко-культурном контексте, в единстве формы и содержания.

Используя в качестве фундамента эти положения традиционной методики, необходимо дать возможность развития и внедрения  в учебный процесс современных инновационных технологий, которые используют в преподавании литературы не только тематический и историко-хронологический, но жанрово-типологический подход. Такой подход способствует полноценному эстетическому освоению художественного текста и разрешает одну из самых острых проблем в современной методике преподавания литературы – проблему изучения теории литературы.

Участники “Круглого стола” выражают уверенность в том, что в школах Украины в старших классах сохранится принцип историко-литературного построения материала.

Отмечается также необходимость пересмотреть учебный материал в разделе “Зарубежная литература ХХ века”, уделить особое внимание нравственно-эстетической составляющей предлагаемых учащимся произведений.

В программе 9 класса считаем необходимым вернуться к ограничению изучаемого периода литературы первой половиной ХIХ века, а в 10-11 классах сохранить цельность литературного процесса.

При формировании учебных планов по литературе не допускать сокращения 2-х часов учебной нагрузки в профильных негуманитарных  классах до 1 часа.

Обеспечить общеобразовательные учебные заведения программами по литературе уровня стандарт, академический, профильный.

Предложить Министерству образования, науки, молодежи и спорта провести конкурс курсов по выбору гуманитарной направленности.

Участники “Круглого стола” ходатайствуют перед Министерством образования, науки, молодежи и спорта об увеличении часов на предмет “литература”, ввиду его образовательной и воспитательной значимости.

Чрезвычайно важным представляется разработка общегосударственной программы обеспечения учителей методической литературой по предмету.

Именно такой подход позволит вернуть утраченные позиции предмета “литература”, а также  приобщить современного школьника к осмысленному и прочувствованному чтению художественной литературы».

 

На закрытии семинара были подведены его итоги, высказаны замечания и предложения. В частности, учителя предложили организаторам проводить видеозаписи и стенограммы таких  важных мероприятий, как Всеукраинский педагогический совет, чтобы можно было подготовить видеоматериалы, презентации докладов и выступлений, которые затем распространить через методистов во все регионы страны и таким образом довести до сведения всех учителей-словесников. Участники семинара единогласно проголосовали за ходатайство перед Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины о введении в инвариантную часть рабочих учебных планов школ нового типа (лицеев, гимназий, коллегиумов) с украинским языком обучения часов русского языка. Высказали пожелания по тематике лекций следующего семинара, на который постараются обязательно приехать.

В заключение все: и учителя, и лекторы, и организаторы – получили красиво оформленные сертификаты участника семинара и Фестиваля «Великое русское слово» на память об этом событии.

К.ф.н., доц. Е.Я.Титаренко