Сегодня уникальных пользователей: 1
за все время : 1
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Новости
Самый честный отчёт студента о педпрактике

05.08.16
Итак, расслабьтесь и постарайтесь получить удовольствие от этих строк. Сейчас я поведаю вам о такой замечательной вещи, как педпрактика. И сразу хочу перейти к обсуждению главного. Нет, не к обсуждению «Дома 2» или замужества, а к школе. В моём дневнике практики написано, что мне всё безумно понравилось, а в пожеланиях я указала, что надо бы педпрактику продлить хотя бы на месяцок (всё-таки лучше заниматься делом в тёплой гимназии, чем отсиживать в нашем неотапливаемом университете 5 пар в конце февраля и марте, а потом до трёх ночи готовиться к семинару по русскому языку). Но это все, знаете ли, формальности, штандартен шаблонен, так сказать.
И всё-таки вернёмся к практике в гимназии. Первое, о чём хочется рассказать, так это о детях. Вы , видимо, хотите предупредить: «Нет, ты не посмеешь тронуть детей! Это цветы нашей жизни, наше будущее». Однако ещё как посмею! Во-первых, благодаря моей железной логике я легко могу опровергнуть выражение насчёт «нашего будущего». Дети не могут им быть, просто потому что они рано или поздно вырастают и перестают быть детьми. А во-вторых, я же не зря училась 4 года, чтобы пропускать мимо глаз и ушей такую игру слов; и вы тоже не плошайте, ОК?
После вышесказанного может показаться, что я не люблю детей. Но, тем не менее, это не так. Я их люблю. Очень люблю. Просто люблю их, как бы выразиться, короткими очередями. А когда вокруг тебя толпится больше 3 дюжин этих большеголовых, странноговорящих маленьких сленгоносителей (а иногда и сленгоносцев нашего одесского разлива), ты напрочь забываешь, что взрослая: хочется всё бросить и бежать оттуда с криками: «Помогите! За мной охотятся маленькие сладкоежки в пиджаках, они хотят оценок!».
С детьми разобрались, идём дальше. Есть такая вещь, называется классической музыкой. Многие из нас её слушают. Некоторые даже слушают её вживую. Учёные говорят, что она стимулирует когнитивную деятельность мозга и доставляет человеку эстетическое удовольствие. А теперь один из главных вопросов дня. Должна ли она звучать в школе? Ответ: однозначно ДА, должна. Маленькие спиногрызы могут сполна насладиться группой «Ленинград» на улице, в интернете, в маршрутке, а иногда и у папы в машине. Пусть будет хоть одно место, где они смогут услышать нормальную музыку. И пусть это будет… ТОЛЬКО на уроках музыки. Потому что в гимназии, в которую попала я, играла классика на переменах. С одной стороны, это удобно. Ты точно знаешь, прозвенел ли уже звонок или ты ещё имеешь пару минут для лестничных перебежек и можешь не задавать детям тривиальных вопросов. Но когда эта классика играет постоянно… На каждой перемене… Каждый день… ОДНА И ТА ЖЕ СИМФОНИЯ… Вспоминаются строки из стихотворения «К Чаадаеву», но что-то я отвлекаюсь от темы. Я думаю, что после 12 лет в такой школе этот травмированный на всю жизнь ученик, ещё раз услышав Моцарта, будет удушен не прекрасными, а рвотными порывами!
Теперь об образовании. Если меня кто-нибудь спросит, стоит ли отдавать ребёнка в ЭЛИТНУЮ гимназию, я однозначно отвечу: НЕТ. И у меня есть ряд причин. Например, униформа. В школе тебя заставляют её носить, но вот из гимназии тебя просто отправят домой, если ты решил выделиться. Где же тут логика? Школа и так делает достаточно, заставляя всех мыслить одинаково!!! Но этого учёным педагогам мало. Они ещё хотят, чтобы все выглядели одинаково. Если оценивать отношение учителей к детям, то тут тоже всё неоднозначно. Однажды мне пришлось посидеть на уроке учителя, преподававшего не русский язык или литературу, а другой предмет (мне нужен был этот кабинет на следующий урок, и молча сидела на галёрке, проверяя тетради). Вдруг слышу такой набор фраз от учителя:
– Встань!
– Перестань ковыряться в носу, бестолочь!
– Где домашнее задание?
– Дай дневник!
– Нет дневника?
– Трус и обманщик, тебе не стать достойным мужчиной!
What the hell is going on? На занятиях по методикам преподавания русского языка и русской литературы, на организационной конференции по практике, в самой гимназии на инструктаже нас, практикантов, предупреждали, что в школе нельзя детям лишнего слова сказать. Там серьёзные родители, и они тебя катком закатают. Но услышав такое от учителя, мне стало ясно, что могу принести ученикам петарды и рассказать на воспитательном мероприятии, как улучшить качество своей русской матерной речи. И мне ничего за это не будет, кроме уважения гимназистов, раз уж школьному учителю грубости сходят с рук. Но это был один эпизод.
В целом же, интеллигентность и уровень преподавания учителей русского языка и литературы был прекрасен. Они могут в своём предмете, в пределах школьной программы, на равных конкурировать с университетскими преподавателями, и это радует. А если учесть, что это была не частная, а государственная гимназия, то очень печально, что за своё мастерство они получают сущие копейки. И мне жаль этих людей. Объясню почему на примере жизненной истории, так что готовьте носовые платочки. Представьте себе девушку. Красивую, умную, живую. Мама рано умерла, оставив ей однушку; отца она толком и не знала. И решила она получить филологическое образование, попутно выйдя замуж на 4 курсе. Годы летели, и по окончании магистратуры она пришла работать в гимназию. Через полгода родила, а после 3 лет декрета вернулась на работу. Напомню, прошло уже 5 с половиной лет с момента её замужества, и муж, негодяй (если не хуже), начал ей изменять. Она от него ушла, осталась одна с маленьким ребёнком. Себя и сына надо как-то кормить, одевать. У неё есть только одна работа, которая отнимает уйму времени. Однако бросать её не хочется, поскольку она стала виртуозом своего дела, любит его. Годы идут, стаж уже больше 5 лет, но, увы, она должна стать ещё и виртуозом в игре: как выжить в Украине честной, высокоморальной матери-одиночке на 3000 гривен в месяц. Разве это справедливо, особенно в такой ситуации? Поэтому работа школьным учителем лично у меня под вопросом: я в этой жизни могу рассчитывать только на себя.
Что нового дала мне эта практика? В плане того, могу ли я преподавать – сомнений у меня не было вообще. Ни перед первым уроком, ни гораздо раньше. Скажу больше: ещё до поступления в вуз я была уверена, что мне хватит знаний и смелости, чтобы выйти к доске и «дать стране угля». Поэтому в первый же практикантский день из моих уст прозвучало: «Мне можно доверить любой класс, хоть 4-ый, хоть 11-ый». Практика не внесла никаких коррективов: мои слова подтверждались ежедневно в течение месяца.
P.S.: Возможно, прочитанное породило противоречивые чувства: «молодёжь со временем становится всё хуже и хуже…» и др. Однако выше были правдиво изложены сухие факты и дана моя оценка им. Если же к работе учителя подходить субъективно, то она непроста. Проверять тетради днём и ночью, заполнять пачки документации каждый семестр, потом постоянно менять цифры в этих документах, не спать по ночам, потому что переживаешь за Алёшу из 8-Б… С другой стороны, стабильные выходные, карантины, каникулы и, конечно же, дети, которые делают нашу жизнь ярче, а иногда и вовсе придают ей смысл. В любом случае, схожих альтернатив для этой работы нет. Работа учителя уникальна, и чувства, которые ты испытываешь, выполняя её, неповторимы. Как бы ни сложилась моя жизнь дальше – в памяти не сотрутся улыбки детей, звук школьного звонка, чтение смешнейших сочинений, скрип мела в руках… И если вы хотите попробовать себя в преподавательской деятельности, если чувствуете что это ваше – смело пробуйте. Ведь, в конце-концов, лучшая работа – та, которую ты любишь, работа, которая делает твою жизнь счастливее.
Бакалавр специальности «Русский язык и литература»,
Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова,


Добавить комментарий для Аноним


+ 4 = семь