Сегодня уникальных пользователей: 1
за все время : 1
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Новости
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ СИТУАЦИИ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА НА УКРАИНЕ

23.09.13
ЖИЖКО Вера Александровна,
Председатель правления Русского центра эстетического воспитания
(г. Кировоград)
В интервью, которое дала Президент «Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы» Людмила Алексеевна Кудрявцева («Русская правда», № 15 август 2013), освещены практически все проблемы преподавания русского языка на Украине. Положение, увы, печальное.
Хотелось бы добавить к этому некоторые свои наблюдения и размышления по поводу сложившейся ситуации. Особенно коснусь вопроса о тех, кого Людмила Алексеевна назвала «мягкой силой» – учителей русского языка. Это так, но не все зависит от данной категории школьных педагогов. Если, дай Бог, им дадут часы, они будут стремиться по максимуму делать свое благородное дело, а если нет? Сегодня, как правило, это зловещее «нет» звучит все громче, и учителя на тенденцию повлиять вряд ли могут, а вот у директоров школ руки развязаны.
Перейду к конкретике. Есть в Кировограде средняя школа № 33, возглавляет ее Колосова Светлана Олеговна, по диплому учитель русского языка и литературы, по совместительству – моя бывшая ученица (чем горжусь). Так вот, в этой школе русский язык изучается с 1 класса, и не по 0,5 часа, как это нередко случается для замыливания глаз, а полноценных 2 часа в неделю от младшей школы до старшей. Ей никто в этом не мешает, она даже умудрилась в этом году в 5 классе оставить и русский язык наравне с немецким. Ведь не секрет, что в любом учебном плане есть «свободные» часы, которые школа может использовать по своему усмотрению. Можно их отдать на изучение проблем СПИДа, различных курсов, например, «Я и Украина», любого иностранного языка и т. д. А можно, если захотеть, использовать такую возможность для возвращения русского языка. Проанализировав ситуацию с русским языком в школах Кировограда, я пришла к выводу: там, где у руля этнические русские или учителя русского языка, или высокообразованные люди, а не завхозы, там он в почете. Единственная проблема: плохие учебники или их отсутствие. Поэтому, думается, таким директорам нужно всячески помогать учебниками и методической литературой, а порой и поощрить их поездкой по России. То, что они делают в сложившихся условиях – это прямое подвижничество.
Как правило, большинство директоров школ Украины стремятся идти в ногу с партией и правительством по пути тотальной украинизации, поэтому о русском языке им даже и думать-то страшно, тем более, что имидж России, благодаря стараниям Запада, США и нашим националистическим кругам, сегодня изрядно подпорчен, и «каменья брани» в нее летят все ожесточеннее. Одна из высокопоставленных чиновниц от образования с телеэкрана радостно заявила, что среди учащихся Кировоградской области только 23% выбрали для изучения русский язык, а остальные 77% – английский, немецкий, испанский, польский. По ее словам, это показатель, какой вектор развития выбирают украинцы. Вот тут я хочу возразить мадам, что ни о каком векторе здесь речь не идет, а элементарно родителям упорно вдалбливается мысль, что русский язык их детям не нужен: мол, что вы хотите от варварской страны? Там вас ничему хорошему не научат. У меня есть достоверная информация о том, как национально озабоченные директора школ просто прессингуют родителей по поводу русского языка, дабы не дать изучать его ни в 1-х классах как предмет, ни в 5 классах как второй иностранный. А вот, например, в средней школе № 35 Кировограда все пятиклассники будут изучать русский язык, немецкого не будет. Следовательно, сразу виден настрой директора и коллектива, хотя Бабак Тарас Степанович уроженец Каменец-Подольского, но тут дело не в национальности. Кстати, именно в этой школе в 2011 году был открыт музей великого полководца М. И. Голенищева-Кутузова.
У нас есть очень хороший пример, когда учителя русского языка Кировоградской средней школы № 18 в конце учебного года провели для родителей пятиклассников презентацию «Для чего вашим детям нужен русский язык?», борясь за то, чтобы как можно больше родителей сделали выбор в пользу русского языка. Результат не заставил себя ждать: 70% родителей отдали предпочтение именно ему, но еще более отрадно было узнать, что к началу учебного года их стало 80%. И только 20% пятиклассников будут изучать немецкий. В данном случае преподаватели русского языка могут при желании участвовать в процессе возвращения в школы русского языка. Кроме того, во всех классах средней и старшей школы изучается русский язык как предмет. И, к слову сказать, директор этой школы Прилипко Валентина Ивановна – человек русский, высокообразованный и духовно богатый, тихо и спокойно делает свое дело, несмотря на то, что школа работает по программе лицея, а в данном случае труднее изыскать часы на изучение русского языка.
Подобная ситуация складывается в школах, во главе которых стоят люди,
думающие об образовании детей, знающие «силу слова и слов набат». И в школе № 7, которая носит имя А. С. Пушкина, как говорится, сам Бог повелел, да и руководит в ней педагогическим процессом Репецкая Наталья Анатольевна – человек незаурядного ума и эрудиции; и в Кировоградском коллегиуме (директор – Максимова Елена Олеговна); и в специализированной школе № 6 (директор – Кравченко Надежда Станиславовна) и общеобразовательной школе № 13 (директор – Шевченко Наталья Александровна), в которых открылись первые классы с русским языком обучения.
Как говорится, кадры решают все.
Наша общественная организация тесно сотрудничает с такими школами. Поддерживаем их морально, проводим с учащимися множество мероприятий, направленных на изучение русской культуры, дарим им подарки, многие из них стали участниками образовательной программы «Здравствуй, Россия!» и посетили Санкт-Петербург, Москву и города Золотого Кольца России. Поэтому, как мне кажется, сегодня нужно подумать всем о том, как могут государственные структуры России помогать своим соотечественникам развивать на Украине русский язык.


4 комментария на «“РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ СИТУАЦИИ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА НА УКРАИНЕ”»

  1. Валентин:

    Сохранение русского языка в Украине во многом зависит и от уровня подготовки учителей-русистов. Часто и в педагогические, и в классические университеты приходят на первый курс будущие русисты, практически не изучавшие русский язык в школе. Понятно, что освоить вузовскую программу на высоком уровне такие студенты не смогут и через 5 лет в школу придут учителя-недоучки. Было бы хорошо, если бы учителя школ, где нормально изучается русский язык, ориентировали своих выпускников на продолжение изучения русского языка в вузе.

  2. Негруца А.А.:

    Много чего зависит от родителей. В нашем посёлке 2 школы. Директорка одной решила прогнуться перед начальством и объявила, что 1-й класс в этом году будет только украинский. Тогда родители первачков забрали документы и отнесли в другую школу. После этого вопрос об открытии русского класса был решен за 24 часа. Сейчас школа зависит от количества учеников, родителям надо совместно добиваться того, что лучше для их детей. А если рассчитывать, что государственные структуры России нам помогут защищать русский язык, так можно и не дождаться.Россия большая, и своих проблем у них много.

  3. Кузьмич Татьяна:

    Деятельность таких директоров – наглядный пример того, как гражданская позиция именно директора школы во многом определяет языковую политику учебного заведения. Поэтому в стратегическом плане по защите русского языка на Украине одно из первых мест должны занимать мероприятия для директоров школ(конференции, семинары). Желательно, чтобы эта работа носила системный характер.

  4. Валентина:

    Из опыта работы знаю, что преподавание русского языка в школе зависит от многих факторов: каков социальный заказ родителей, насколько сильна позиция администрации в вопросе распространения русского языка, каков качественный состав педагогов – русистов, организовано ли сотрудничество с общественными организациями по изучению русской культуры.Считаю, если объединить усилия всех участников учебно – воспитательного процесса и общественности в этом направлении,тогда и возможно будет эффективно решать вопросы по сохранению русского языка в Украине.

Добавить комментарий


два + = 4