E-mail:
uaprial@gmail.com
23.09.13
ЖИЖКО Вера Александровна,
Председатель правления Русского центра эстетического воспитания
(г. Кировоград)
В интервью, которое дала Президент «Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы» Людмила Алексеевна Кудрявцева («Русская правда», № 15 август 2013), освещены практически все проблемы преподавания русского языка на Украине. Положение, увы, печальное.
Хотелось бы добавить к этому некоторые свои наблюдения и размышления по поводу сложившейся ситуации. Особенно коснусь вопроса о тех, кого Людмила Алексеевна назвала «мягкой силой» – учителей русского языка. Это так, но не все зависит от данной категории школьных педагогов. Если, дай Бог, им дадут часы, они будут стремиться по максимуму делать свое благородное дело, а если нет? Сегодня, как правило, это зловещее «нет» звучит все громче, и учителя на тенденцию повлиять вряд ли могут, а вот у директоров школ руки развязаны.
Перейду к конкретике. Есть в Кировограде средняя школа № 33, возглавляет ее Колосова Светлана Олеговна, по диплому учитель русского языка и литературы, по совместительству – моя бывшая ученица (чем горжусь). Так вот, в этой школе русский язык изучается с 1 класса, и не по 0,5 часа, как это нередко случается для замыливания глаз, а полноценных 2 часа в неделю от младшей школы до старшей. Ей никто в этом не мешает, она даже умудрилась в этом году в 5 классе оставить и русский язык наравне с немецким. Ведь не секрет, что в любом учебном плане есть «свободные» часы, которые школа может использовать по своему усмотрению. Можно их отдать на изучение проблем СПИДа, различных курсов, например, «Я и Украина», любого иностранного языка и т. д. А можно, если захотеть, использовать такую возможность для возвращения русского языка. Проанализировав ситуацию с русским языком в школах Кировограда, я пришла к выводу: там, где у руля этнические русские или учителя русского языка, или высокообразованные люди, а не завхозы, там он в почете. Единственная проблема: плохие учебники или их отсутствие. Поэтому, думается, таким директорам нужно всячески помогать учебниками и методической литературой, а порой и поощрить их поездкой по России. То, что они делают в сложившихся условиях – это прямое подвижничество.
Как правило, большинство директоров школ Украины стремятся идти в ногу с партией и правительством по пути тотальной украинизации, поэтому о русском языке им даже и думать-то страшно, тем более, что имидж России, благодаря стараниям Запада, США и нашим националистическим кругам, сегодня изрядно подпорчен, и «каменья брани» в нее летят все ожесточеннее. Одна из высокопоставленных чиновниц от образования с телеэкрана радостно заявила, что среди учащихся Кировоградской области только 23% выбрали для изучения русский язык, а остальные 77% – английский, немецкий, испанский, польский. По ее словам, это показатель, какой вектор развития выбирают украинцы. Вот тут я хочу возразить мадам, что ни о каком векторе здесь речь не идет, а элементарно родителям упорно вдалбливается мысль, что русский язык их детям не нужен: мол, что вы хотите от варварской страны? Там вас ничему хорошему не научат. У меня есть достоверная информация о том, как национально озабоченные директора школ просто прессингуют родителей по поводу русского языка, дабы не дать изучать его ни в 1-х классах как предмет, ни в 5 классах как второй иностранный. А вот, например, в средней школе № 35 Кировограда все пятиклассники будут изучать русский язык, немецкого не будет. Следовательно, сразу виден настрой директора и коллектива, хотя Бабак Тарас Степанович уроженец Каменец-Подольского, но тут дело не в национальности. Кстати, именно в этой школе в 2011 году был открыт музей великого полководца М. И. Голенищева-Кутузова.
У нас есть очень хороший пример, когда учителя русского языка Кировоградской средней школы № 18 в конце учебного года провели для родителей пятиклассников презентацию «Для чего вашим детям нужен русский язык?», борясь за то, чтобы как можно больше родителей сделали выбор в пользу русского языка. Результат не заставил себя ждать: 70% родителей отдали предпочтение именно ему, но еще более отрадно было узнать, что к началу учебного года их стало 80%. И только 20% пятиклассников будут изучать немецкий. В данном случае преподаватели русского языка могут при желании участвовать в процессе возвращения в школы русского языка. Кроме того, во всех классах средней и старшей школы изучается русский язык как предмет. И, к слову сказать, директор этой школы Прилипко Валентина Ивановна – человек русский, высокообразованный и духовно богатый, тихо и спокойно делает свое дело, несмотря на то, что школа работает по программе лицея, а в данном случае труднее изыскать часы на изучение русского языка.
Подобная ситуация складывается в школах, во главе которых стоят люди,
думающие об образовании детей, знающие «силу слова и слов набат». И в школе № 7, которая носит имя А. С. Пушкина, как говорится, сам Бог повелел, да и руководит в ней педагогическим процессом Репецкая Наталья Анатольевна – человек незаурядного ума и эрудиции; и в Кировоградском коллегиуме (директор – Максимова Елена Олеговна); и в специализированной школе № 6 (директор – Кравченко Надежда Станиславовна) и общеобразовательной школе № 13 (директор – Шевченко Наталья Александровна), в которых открылись первые классы с русским языком обучения.
Как говорится, кадры решают все.
Наша общественная организация тесно сотрудничает с такими школами. Поддерживаем их морально, проводим с учащимися множество мероприятий, направленных на изучение русской культуры, дарим им подарки, многие из них стали участниками образовательной программы «Здравствуй, Россия!» и посетили Санкт-Петербург, Москву и города Золотого Кольца России. Поэтому, как мне кажется, сегодня нужно подумать всем о том, как могут государственные структуры России помогать своим соотечественникам развивать на Украине русский язык.
Сохранение русского языка в Украине во многом зависит и от уровня подготовки учителей-русистов. Часто и в педагогические, и в классические университеты приходят на первый курс будущие русисты, практически не изучавшие русский язык в школе. Понятно, что освоить вузовскую программу на высоком уровне такие студенты не смогут и через 5 лет в школу придут учителя-недоучки. Было бы хорошо, если бы учителя школ, где нормально изучается русский язык, ориентировали своих выпускников на продолжение изучения русского языка в вузе.
Много чего зависит от родителей. В нашем посёлке 2 школы. Директорка одной решила прогнуться перед начальством и объявила, что 1-й класс в этом году будет только украинский. Тогда родители первачков забрали документы и отнесли в другую школу. После этого вопрос об открытии русского класса был решен за 24 часа. Сейчас школа зависит от количества учеников, родителям надо совместно добиваться того, что лучше для их детей. А если рассчитывать, что государственные структуры России нам помогут защищать русский язык, так можно и не дождаться.Россия большая, и своих проблем у них много.
Деятельность таких директоров – наглядный пример того, как гражданская позиция именно директора школы во многом определяет языковую политику учебного заведения. Поэтому в стратегическом плане по защите русского языка на Украине одно из первых мест должны занимать мероприятия для директоров школ(конференции, семинары). Желательно, чтобы эта работа носила системный характер.
Из опыта работы знаю, что преподавание русского языка в школе зависит от многих факторов: каков социальный заказ родителей, насколько сильна позиция администрации в вопросе распространения русского языка, каков качественный состав педагогов – русистов, организовано ли сотрудничество с общественными организациями по изучению русской культуры.Считаю, если объединить усилия всех участников учебно – воспитательного процесса и общественности в этом направлении,тогда и возможно будет эффективно решать вопросы по сохранению русского языка в Украине.