Сегодня уникальных пользователей: 334
за все время : 2828453
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Семинар по медиалингвистике
ПРОСТОЕ VS СЛОЖНОЕ РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ В МАССМЕДИЙНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ УКРАИНЫ

22.06.17.
Ирина Филатенко
(Киев)
УДК 811.161.1’42

В современной лингвистике существуют различные подходы к трактовке понятия «событие». Каждый из них предлагает анализ этой категории в рамках собственной системы координат, что свидетельствует о многогранности этого феномена. В работах некоторых исследователей подчёркивается специфическая природа события, отраженного в текстах. Статья посвящена описанию категории «речевое событие» в массмедийном политическом дискурсе Украины. Речевое событие определяем как вербальную репрезентацию события реального мира в дискурсе. Анализ этого понятия предполагает не только экспликацию его специфических черт. Автор предлагает классификацию речевых событий на основе структурного параметра. В ходе исследования был сделан вывод о том, что речевые события в массмедийном политическом дискурсе Украины представлены двумя видами: сложными и простыми. Под первым понимается вербальная репрезентация события, которое, по мнению адресанта, является упорядоченной совокупностью других относительно автономных событий. Простое речевое событие есть результат вербализации понятийных компонентов события как такового.
Ключевые слова: событие, простое речевое событие, сложное речевое событие, массмедийный политический дискурс.
Далее

ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО СОБЫТИЯ В МАССМЕДИЙНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ УКРАИНЫ

15.06.17.
УДК 811.161.1’42
Филатенко И. А., к. филол. н., докторант
Институт филологии КНУ имени Тараса Шевченко, Киев

В статье описывается внутренняя организация речевого события в политическом дискурсе масс-медиа Украины. К понятийным компонентам политических событий, которые вербализуются в СМИ, относим следующие: агент, коагент, контрагент, место, время, цель и др.
Ключевые слова: событие, речевое событие, внутренняя организация, роль, массмедийный политический дискурс.
Далее

ФОКУСНОЕ VS ФОНОВОЕ РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ В МАССМЕДИЙНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ УКРАИНЫ

10.06.17.
УДК 811.161.1’42
И. А. Филатенко,

Описание категории «событие» (далее также – С.) в философско-исторической системе координат, в пределах которой мир рассматривается не как совокупность предметов, а как то, что происходит, стало толчком для её осмысления в языкознании. На современном этапе оно представлено в лингвистических работах, выполненных в русле различных парадигм: лингвофилософской (Н. Д.Арутюнова [1]; З. Вендлер [2]), лингвопрагматической (В. З. Демьянков [3]), психолингвистической (А. А. Леонтьев [4], В. Я. Шабес [5]), коммуникативной (Т. Дейк [6]) и др. (подробный обзор см. [7]), что свидетельствует о несомненной актуальности изучения этого феномена. Описание данного понятия многопланово. Однако несмотря на разнообразие исследовательских подходов, в наблюдениях лингвистов можно отыскать общую мысль об особой природе С., явленного в тексте, которая всё же не получила многоаспектного развития. Представляется, что событие реального мира, преломленное сквозь призму дискурса (в частности – средств массовой информации), нашедшее вербальную репрезентацию в его коммуникативном пространстве, предстаёт в другой ипостаси, приобретает новые характеристики. Такое событие называем событием речевым (далее также – РС), оно и выступает предметом рассмотрения. (Подчеркнём, что употребляем данный термин не в том значении, которое сформулировал Т.А. ван Дейк [6].) Описание РС в политическом дискурсе масс-медиа есть не только экспликация признаков, определяющих его специфику. Исследование некоего феномена не исчерпывается выявлением его конститутивных и консекутивных свойств [8] Оно предполагает проведение классификации, которая существенно обогатит представления о речевом событии, что и является целью данной статьи.
Далее

АКТУАЛЬНЫЕ МЕДИАТОПИКИ УКРАИНСКИХ СМИ (на примере анализа тематического содержания ежедневных всеукраинских газет)

03.06.17
Статья опубликована в сборнике «Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания: Сборник научных трудов под общ. ред. Л. А. Кудрявцевой». – К., 2014. Выпуск 8. С. 143 – 151.

УДК 81’42;654.19
И. Г. Приходько, канд. филол. наук, н. с.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Киев

В статье рассматривается содержательная сторона текстуального пространства СМИ Украины. Анализируется содержание и названия рубрик основных всеукраинских ежедневных газет. Выявляются актуальные темы.
Ключевые слова: СМИ, медиатекст, медиатопик, рубрика.

Сегодня лингвистическое исследование медиакоммуникации превратилось в одно из наиболее перспективных направлений в современном языкознании – медиалингвистику и предполагает комплексный подход к анализу медиаречи. Изучение языка СМИ проводится в собственно лингвистическом (М. Н. Володина), герменевтическом (Ю. Д. Артамонова, В. Г. Кузнецов), риторическом (А А. Волков), лингвопрагматическом (И. М. Кобозева), социологическом (Л. Н. Федотова), культурологическом (Ю. Д. Артамонова, А. А. Костикова) и юридическом (Е. А. Войниканис) аспектах. Особое внимание уделяется семиотическому (Ю. С. Степанов, В. З. Демьянков, Е. Ю. Калинина), психолингвистическому (А. А. Леонтьев, В. Ф. Петренко) и когнитивно-дискурсивному (Е. С. Кубрякова, Л. В. Цурикова, О. В. Александрова) подходам к анализу текстов массовой коммуникации [Язык средств массовой информации 2008].
Формирование и развитие единого информационного пространства привело лингвистов к осознанию необходимости всестороннего анализа особенностей языка конкретных каналов массовой коммуникации (печати, кино, радио, телевидения, рекламы и Интернета). Закономерно, что в сфере повышенного внимания учёных оказались газетные тексты, исследование которых имеет длительную традицию и основывается на работах В. Г. Костомарова, А. Н. Васильевой, И. П. Лысаковой, О. А. Лаптевой, Г. Я. Солганика, подробно рассматривающих язык газеты в функционально-стилистическом аспекте. Такой исследовательский интерес именно к языку газеты по мнению Т. Г. Добросклонской объясняется несколькими факторами: «…во-первых, газета является старейшим средством массовой информации, в котором складывались и формировались основные стилистические приемы и средства, характерные для языка массовой коммуникации в целом, во-вторых, газетные тексты представляют собой наиболее доступный и удобный с точки зрения лингвистического описания материал, т. к. не требуют предварительной записи и последующей расшифровки, как, например, радио и видеоматериалы. Кроме того, если сравнить корпус газетных текстов в целом с совокупным текстовым массивом всех остальных СМИ, то станет очевидно, что здесь газета заметно превосходит все прочие СМИ» [Добросклонская 2008, 29–30].
Далее