Сегодня уникальных пользователей: 260
за все время : 3216200
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Лингвистика
Аль-Газо Н.В., Тарлева А.В. СЕМАНТИКА ТЕМПОРАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ

12.06.18.
Опубликовано: МЕТОДОЛОГІЯ ТА ПРАКТИКА ЛІНГВІСТИЧНОЇ ПІДГОТОВКИ ІНОЗЕМНИХ СТУДЕНТІВ: Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції. – ВИПУСК 12. – Харків 2018. – С. 5-11.

Дефиниция языковых понятий на основании наблюдений за чем-либо называется концептуализацией. Концептуализация времени находит свое выражение в структуре любого языка и передается при помощи как грамматических, так и лексических средств. Среди лексических средств центральное место занимают так называемые темпоральные слова, к которым относятся наречия времени, существительные, обозначающие дни недели, месяцы, сезоны и т.д., производные от этих существительных прилагательные и некоторые причастия с временным значением.
Темпоральная лексика сложилась на основании многовековых наблюдений за природными явлениями и изменениями, связанными со временем, а также с деятельностью человека в тот или иной период времени. Отражение представления о времени происходит на уровне семантики темпоральных слов. Наиболее ярко концептуализацию времени выражают существительные, называющие месяцы. Большинство из них являются мотивированными. Дело в том, что календарь, поделенный на месяцы, в любом обществе всегда играл роль синхронизатора определенных социальных действий. В первую очередь от циклов календарного времени зависело земледелие. Считают, что календарь древнего Египта появился в результате наблюдений людей за разливами Нила, которые происходили в одно и то же время. В этом календаре наблюдалось три сезона: ахет (половодье), перет («выход» – время всходов, проведение земледельческих работ) и шему (засуха) [1].
Далее

Авдеенко Ю.И. История формирования суффикса -ск в сложных прилагательных

Статья опубликована: Міжнародний науково-методичний семінар «Новітні технології у викладанні мов іноземним студентам»: матеріали семінару, м. Харків, 15-16 лютого 2018 року. – Харків: ХНАДУ, 2018. – С.3-8.

Экономические и социальные изменения в странах с русскоязычным населением, развитие информационных и коммуникационных технологий повлекли за собой значительное увеличение образований сложных слов, которые еще не имеют в словарях четких правил орфографического оформления.
Сложные прилагательные, например в публицистическом и художественном текстах, зачастую предстают в качестве эпитетов, причем
составных (сложных) эпитетов. Несколько веков назад составные эпитеты были характерной чертой державинского стиля (благорумяные персты). Также в поэзии Державина впервые появляются цветовые сложные прилагательные (красно-желтая ряса осени) [6].
Стоит заметить, что сложные прилагательные – это достаточно большая группа имен, которая активно используется как в устной речи, так и в письменной. В связи с этим возникают некоторые трудности с правописанием сложных прилагательных, так как они допускают слитное и дефисное написания.
Далее

Татьяна Никитина. К реконструкции лингвокультурного концепта «язык» (на материале диалектной фразеологии)

20.11.17.

Статья опубликована: Язык и литература в контексте межкультурной коммуникации. Материалы научной конференции. / МОН Республики Армения, Ванадзорский госуниверситет. – Ванадзор: Издательский дом СИМ, 2016. – С. 126-130.

Ключевые слова – аксиологема, идеологема, диалектоноситель, лингвокультурный концепт, субкультурный постфольклор, типологизация.

Исследование лингвокультурного концепта «Язык» как «многомерного культурно-значимого социопсихического образования в коллективном сознании, опредмеченного в той или иной языковой форме» [1, 19], затрагивает целый комплекс проблем «наивной» лингвистики и языковой картины мира, терминологии и метаязыка лингвоконцептологии, строится на анализе материала от Ветхого завета [2] и фольклорного текста [3] до молодежного сленга [4, 342-378] и субкультурного постфольклора [5].
Наиболее детально описана понятийная составляющая данного концепта: выявлены дефиниционные признаки этничности, манифестации в речи, эволютивности, эстетической оценки языка, объема его словарного состава, сферы использования и др., описаны способы объективации этих признаков, установлена их ранговость, определена полевая структура концепта; исследования образного компонента концепта сосредоточены в сфере типологизации метафорических наименований языка и речевых проявлений; ценностная составляющая структурируется в виделогем (аксиологем, идеологем) [6], [7].
«В проекции на лексическую систему современного русского языка концепт «Язык» представлен лексемами язык, речь, голос и слово»,- пишет Д. Ю. Полиниченко, по наблюдениям которого лексемы язык и речь при объективации концепта могут употребляться как полные синонимы [6; 15-17]. Компонент язык в прототипическом значении «орган речи», по данным Хуссейна Тума, фигурирует в составе 140 фразеологизмов, образующих 17 синонимических рядов и отражающих различные речевые проявления человека – сдержанность в речи, пустословие, побуждение к разговору, сожаление по поводу сказанного, клятвенное заверение в чем-л., недоброе пожелание в чей-л. адрес и т.п. [8].
Привлечение диалектной фразеологии позволит значительно расширить объем материала для реконструкции концепта. Далее

Елена Гусева. Язык и мир – реальный и виртуальный

27.10.17.
Гусева Елена Ивановна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры русской филологии и перевода Мариупольского государственного университета

Статья опубликована: Язык и литература в контексте межкультурной коммуникации. Материалы научной конференции. / МОН Республики Армения, Ванадзорский госуниверситет. – Ванадзор: Издательский дом СИМ, 2016. – С. 81-86.

Ключевые слова: виртуальный мир, изоморфизм, интернет-коммуникация, картина мира, компьютерная лексика, метафора, язык интернета

«Моделирование мира» как его отражение человеческим сознанием является предметом исследования целого ряда гуманитарных наук. «Когнитивная модель мира» формируется с помощью языка и отражается в языке – в языковой модели мира. Когнитивная наука занимается моделированием структуры сознания, лингвистика – моделированием языка (общепринята, например, уровневая модель языка, разработанная в традиционной лингвистике), когнитивная лингвистика связывает свои усилия с моделированием устройства внутреннего языка – ментального лексикона.
Сегодня ученые не только говорят о ментальной модели мира или о языковой модели мира, но и избирают аналогичную форму их описания – моделирование. Конечно, следует различать «моделирование мира», которое осуществляется самой природой (человеческим сознанием в фило- и онтогенезе) и научное моделирование – моделирование устройства сознания исследующим его природу человеком. Лингвисты и психологи создают вероятностные копии естественных моделей мира – модели моделей. Необходимо также различать значения когнитивных терминов-омонимов, в частности значения терминологического словосочетания “когнитивная модель мира”.

Полностью с текстом статьи можно ознакомиться здесь: СКАЧАТЬ