Сегодня уникальных пользователей: 262
за все время : 2706801
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Новости
НА ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ – В МОСКВУ!

12.01.14
Москва белокаменная, Москва златоглавая, русская красавица… Сколько раз испытавшая на себе трудности, ты всегда протягивала руку помощи друзьям. Ты гостеприимно открывала свои объятия для людей, хоть и живущих в разных странах, но думающих по-русски, говорящих по-русски, читающих по-русски.
В этот раз, озаряя светом, собрала ты под сени свои юных светозаричей. Что же за люди такие особенные – светозаричи? Они читают замечательные статьи журнала «Светозар», выполняют задания дистанционных туров Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку; а главное, для них язык Пушкина – как воздух, и они стремятся вдыхать его как можно глубже и чаще, ощущать и переживать всю его красоту, глубину, бесконечность. Именно их объединяет девиз олимпиады «Поверь в себя, проверь себя!».
И вот он – миг счастья и общения, который хочется продлить.
С 3 по 6 января 2014 года в Москве состоялся уже XII очный тур олимпиады. На него были приглашены участники из 14 стран, набравшие за год наибольшее количество баллов, и их учителя. Всего – 44 человека.
Каждая олимпиада предполагает состязательность. Поэтому нервы щекочет неизвестность, где-то в душе таится страх и шевелится там, как в берлоге. Вот тут-то очень кстати появляется психолог. И большое спасибо организаторам, которые заранее позаботились о комфортном состоянии ребят. В первый же день Марина Анатольевна Павлова провела лёгкий и увлекательный психологический тренинг. Ребята, поначалу нахохлившиеся, как воробьи, попавшие под дождь, и сами не заметили, как стали смеяться, обсуждать общие игровые задания, стараться не подвести новых друзей-светозаричей…
Незабываемым окончанием дня стало посещение Государственного академического Малого театра. На детей произвели необыкновенное впечатление и ночной город, полный новогодних огней, и вся светящаяся Театральная площадь с рождественской ярмаркой, и здание Большого театра. Но самой яркой вспышкой дня стала комедия А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты». На пятой минуте ты понимаешь, что живешь комедией, ты практически ее участник. «Так это же о нашем времени, о нашей жизни!» – готов был воскликнуть весь зал. Ты восхищаешься каждым движением, каждым поворотом головы, каждым взмахом веера несравненной народной артистки России Ирины Муравьевой в роли Клеопатры Львовны Мамаевой; ты с восторгом узнаешь лукавый прищур глаз «Воронина-старшего» – народного артиста России Бориса Клюева и не веришь своим глазам: это он стоит на сцене. Ты завороженно следишь за изменениями интонаций, ходом мысли главного героя Егора Зотова (заслуженный артист России В.Зотов). И под конец слышишь тихий шепот одного из среднеазиатских светозаричей: «Это похоже на “Ревизора”». Они уже попробовали на вкус комедию, они уже сравнили и восхитились…
А вот и второй день – торжественное открытие очного тура. Кстати, хочется отметить, что практически все дни нас гостеприимно принимал Московский городской дворец детского (юношеского) творчества. Это целое молодёжное государство, где с утра до позднего вечера кипит жизнь! Удивительно, но при дворце работают не только огромное количество кружков, студий, секций, но даже лицей: ребята учатся и посещают любимые кружки.
Для разнообразия – немного статистики. В 2013г. в нашей олимпиаде участвовало свыше 4 тысяч школьников, 640 учителей, вышло 4 номера журнала (два в классическом, удобном бумажном формате и два – в виртуальном, электронном), 232 задания было придумано и размещено на сайте, получено более 13 тысяч 500 ответов! Кроме того, проведены специальные творческие конкурсы, посвящённые Международному дню чтения (16 мая), Дню русского языка (6 июня), 450-летию первой русской типографии, Международному Дню распространения чтения и грамотности (8 сентября), творческий конкурс «Болдинская осень», конкурс «Читаем русскую литературу», конкурс «С Днем рождения, учитель русского языка!»…
Не правда ли, это говорит об огромной популярности, востребованности олимпиады?
Для первого тура испытаний «Открываем таланты» учителям и учащимся было предложено раскрыть одну из 17 тем, которую ребята вытянули при жеребьевке. Начало было одинаковым: «Я русский бы выучил только за то…», а дальше у каждого – своё продолжение. С большой теплотой ребята рассказали о своем восприятии русского языка, знакомстве с ним через художественные произведения, о том, как относятся к языку в их стране, о том, почему русский язык стоит учить и как это будет связано с их будущей профессией. Кстати, больше 2/3 светозаричей собираются связать свою профессию с русским языком. Выступления отличались трепетностью и эмоциональностью, желанием показать свои знания и умение говорить правильно.
Четыре часа экскурсии по Москве – это много или мало? Для тех, кто никогда не был в стодице России, конечно, много. Для тех, кто уже был, разумеется, мало. Как удивительные кадры в киноленте, мелькали Поклонная гора, храм Христа Спасителя, Красная площадь, Новый Арбат, аллея звезд Мосфильма, Воробьевы горы со зданием МГУ… А в завершение вечера – круглый стол для учителей «Как организовать учение с увлечением?» и дискотека для учащихся.
Самым ответственным и серьезным стал последний день Олимпиады. Именно тогда учащихся ждали два тура испытаний: решение заданий, разработанных по принципу тех, которые размещены в журнале «Светозар» («Выбери меня», «Один из четырех», «Я – исследователь», «Я – редактор»…), и написание творческой работы. Около трёх часов с небольшим перерывом серьезно работали светозаричи, чтобы показать свои знания и мастерство. В то же время учителя наслаждались мастер-классом истинного мастера слова кандидата педагогических наук, доцента Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Сергея Владимировича Фёдорова «Уроки русского – мастерская формирования культурной памяти учащихся». Понравилось всё: и стихотворение С.Друджда «Запоминание», и различные глубинные высказывания, которые комментировал лектор («…язык является самосознанием, мировоззрением и логикой духа народа» (Х.Штейнталь)), и интересные сведения о концептах «Родная Земля», «Личность», и такое знакомое и неизвестное русско-французское стихотворение «Я вас любил…»…
А шеф-редактор журнала «Литература», кандидат филологических наук С.Д. Дмитренко не только предоставил учителям возможность поразмышлять о результатах анкетирования студентов и уже состоявшихся читателей по проблемам современной литературы (один из спецпроектов этого издания называется «Современной школе – современное чтение»), но и подарил несколько номеров журнала.
И пока жюри занималось проверкой работ участников Олимпиады, учителя в очередной раз наслаждались видами старой Москвы, посетив знаменитый Арбат, а ребята были на самой главной ёлке города – ёлке Мэра Москвы.
Формально точкой над і стала церемония закрытия очного тура, подведение итогов и награждение победителей. Однако не было побежденных, потому что за эти несколько светозарных дней и школьники, и учителя стали единой семьёй. Приятным сюрпризом оказались и книги, которые подарили организаторы Олимпиады.
В заключение от имени всех словесников Крыма передаю огромную благодарность генеральному директору издательского дома «Русская филология» Замскому Владимиру Яковлевичу и его дружному коллективу: за эту прекрасную олимпиаду, за верного нашего друга – журнал «Светозар», который приносит в каждый дом изюминки современной русистики и привлекает внимание наших детей к русскому слову, русской культуре; за фееричные дни, проведенные с вдохновением и пользой в Москве.
Я очень рада, что четыре года назад познакомилась со «Светозаром», что мой сын с удовольствием читал статьи журнала и выполнял задания, дойдя до 25 места в Украине. А главное, что всем миром мы отстояли журнал в трудные для него дни и доказали, что «Светозар» необходим ребятам и взрослым – всем, кто неравнодушен к русскому языку. Конечно, я горжусь победой своей ученицы, которая, учась по сокращенной программе литературы и языка в физико-математическом классе, смогла показать высокий результат (второе место). Радуюсь, что сотрудничество с журналом и активное участие в олимпиаде школьников города Симферополя поддерживают начальник управления образования Симферопольского городского совета Сухина Татьяна Ивановна и заведующая Симферопольским городским методическим центром Арефьева Марина Павловна, что откликнулись директора ещё 9 школ города, ученики которых станут участвовать в олимпиаде в наступившем году.
Очередной (уже двенадцатый!) очный тур олимпиады закончился. Однако живут и множатся теплые воспоминания, светлые мысли, интересные идеи, родившиеся в процессе общения на наших международных московских каникулах. И очень хочется, чтобы как можно больше коллег и учеников приобщились к удивительному светозарному движению, почувствовали радость совместного творчества и, благодаря этому, убедились в необходимости и перспективности русского языка.
ИРИНА ЛЕОНИДОВНА ЧЕЛЫШЕВА, учитель русского языка и литературы Симферопольской общеобразовательной школы №40.

Комментарий Президиума УАПРЯЛ. Прежде всего поздравляем активных членов нашей ассоциации, чьи воспитанники стали участниками финального тура олимпиады «Светозара» в 2014 году. Это БАБАШЕВА ТАМАРА ВИТАЛЬЕВНА (ССШ №115 г. Донецка), КИЯНИЦА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА (ОСШ №44 г. Донецка), КОВАЛЕНКО ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА (Константиновский лицей, Донецкая обл.), ЧЕЛЫШЕВА ИРИНА ЛЕОНИДОВНА (ОСШ № 40 г. Симферополя). Благодарим около 300 словесников Украины, которые в течение всего прошлого года привлекали своих учеников к чтению журнала, выполнению заданий, участию в заочных турах олимпиады. Это не только радость творчества, но и огромный труд. Верим: Ваши московские каникулы обязательно состоятся!
В любом случае само участие в этом проекте даёт очень много и для развития интереса широкого круга школьников к русскому языку, и для творческой самореализации филологически одарённых русскоязычных подростков, и для методического обеспечения словесников современными материалами высокого качества. Не случайно тексты «Светозара» и ссылки на них появляются в последних изданиях учебников и учебных пособий не только по русскому, но и по украинскому языку!
Поэтому мы высоко оцениваем решение Правительства города Москвы, которое исправило свою ошибку 2012 года и возобновило финансирование этого уникального на всём постсоветском пространстве культурно-гуманитарного проекта. Правда, это происходит пока усечённо: вместо четырёх реальных номеров журнала в год участники получили только два, и ещё два размещены на сайте олимпиады. Однако и в таком «половинчатом» виде «Светозар» является важным фактором формирования у молодёжи Украины привлекательного образа русского языка, русской культуры и России в целом. Тем более что на сайте http://www.svetozar.ru/
размещена и богатейшая коллекция материалов олимпиады прошлых лет. Они представляют большой интерес и для школьников, и для родителей, и для учителей.
Мы ещё раз обращаем внимание всех членов нашей ассоциации, всех неравнодушных к русской культуре и образованию людей на те разнообразные перспективы, которые открывает перед Вами и Вашими детьми Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку, которая всем нам запомнилась как ОЛИМПИАДА «СВЕТОЗАРА».


4 комментария на «“НА ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ – В МОСКВУ!”»

  1. Школа правды:

    А вот интересно, почему вместо обычных 4-х номеров журнала выпущено только два? Откаты в Москве увеличились в два раза? И куда улетели средста, выделенные московской мэрией на олимпиаду по русскому языку в Севастополе, которая на сайте департамента международных связей Москвы объявлена как проведённая в декабре 2012 г., но о ней в “городе русской славы” никто даже не слышал?

  2. Ирина Кривошеина:

    От души поздравляя Ирину Леонидовну Челышеву и её талантливую ученицу, присоединяюсь к словам благодарности всем, кто поддерживает эту замечательную олимпиаду! Наши симферопольские ученики вот уже несколько лет хорошо знают “Светозар”, получают журналы, отвечают на задания, размещённые на сайте. Большое количество материалов олимпиады учителя используют на своих уроках.
    Перерыв в работе такого важного для учителей русского языка проекта стал для моих учеников и меня серьёзной проблемой, и очень приятно, что она уже благополучно разрешилась! С этого года моя школа в числе других учебных заведений Симферополя подписала Договор о совместной деятельности с московским центром “Русская филология” в рамках дистантной олимпиады “Светозар”. Надеюсь, это выведет наши и без того плодотворные отношения на качественно новый уровень. Мы с огромным удовольствием будем и дальше участвовать в заочных турах олимпиады и надеяться на победу.
    Ещё раз большое спасибо всем организаторам и искренние поздравления участникам и призёрам XII очного тура!!

  3. Лариса:

    Уважаемая Ирина Леонидовна, поздравляем Вас! Рады Вашим успехам!

  4. В.И. Ковалёв:

    Мне посчастливилось дважды участвовать в очных турах олимпиады “Светозара”. С тех пор прошло немало времени, но те московские впечатления до сих пор тешат и бодрят.
    Правда, поселили нас тогда не в “звёздочной” гостинице, а в уютной школе-интернате. Но это оказалось только к лучшему: и дети, и учителя из разных стран быстро передружились – неформальное общение в перерывах между конкурсами и вечером стало радостной необходимостью. Расставаться не хотелось до такой степений, что последняя московская ночь прошла, как когда-то в пионерском лагере, в задушевных разговорах.
    Знаю, что многие участники тех финалов “дружат по Интернету” до сих пор, а некоторые даже приезжали в гости друг к другу. Они очень разные, и мало кто собирался связать свою жизнь с филологией, но “Светозар” помог им не только встретиться, но и открыть в себе многие “дремлющие” способности, сделать свою личность гармоничнее.
    Понятно, что ежегодно из тысячи участников в московскую “сказку наяву” попадает не больше двух десятков. Однако остальных никак нельзя считать проигравшими. Ведь эта олимпиада – прекрасная школа по преодолению разнообразных и очень интересных проблем. Кто проходит её, хотя бы в продолжение года, тот становится гораздо увереннее и устойчивее на любых жизненных качелях. Я наблюдаю это на своих учениках уже почти 10 лет. А то, что эти букеты увлекательных проблем связаны с русским языком, – самым существенным образом увеличивает мотивацию детей к изучению нашего предмета.
    Если Ваши ученики ещё не участвуют в олимпиаде “Светозара” – обязательно посоветуйте им. Поддержите их на самом трудном этапе. Уверен, конечные результаты порадуют и Вас, и школьников, и родителей.

Добавить комментарий


+ шесть = 8