Сегодня уникальных пользователей: 332
за все время : 3256996
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Новости
Кузьмич Т.А. «Какая тайна влюблена в меня?..» Трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» Урок внеклассного чтения 9/ 11 кл.

07.02.2019.

Эпиграфы:
«Моцарт и Сальери» – целая трагедия, великая, ознаменовавшаяся печатью мощного гения.
В.Белинский
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
Но ради Бога, размышляйте, хотя и криво, да сами.
Г.Лессинг
Мы не знаем, как рождаются великие поэты – тайна сия велика есть, – но почему они рождаются, мы знаем.
М.Цветаева

Оборудование: На доске написано название урока «Какая тайна влюблена в меня?..», ниже – А.Пушкин «Моцарт и Сальери» / причём, фамилия Моцарта и Сальери написаны разными мелками/; эпиграф; по сторонам доски обращены друг к другу профили – силуэты Пушкина и Моцарта;
- аудиозаписи фрагментов произведений Моцарта, песни Булата Окуджавы «Песенка о Моцарте», скрипка /для последующего «живого» исполнения.
Рабочий материал: тексты стихотворений русских поэтов о творчестве, вдохновении, поэзии /А. Пушкин, А.Ахматова, М.Цветаева, Ника Турбина на каждой парте /Приложение /.
Цель урока: развитие и углубление у учащихся понимания проблем творчества, творческой личности и её взаимоотношений с обществом; работа над текстом трагедии А.Пушкина «Моцарт и Сальери», изучение творческих средств, используемых автором трагедии; развитие у учащихся способностей к творческому усвоению и восприятию произведений искусства.
К уроку дети должны были прочитать текст трагедии А. Пушкина и подобрать цитаты к заранее заданным вопросам. Накануне был организован просмотр фильма М.Формана «Амадей».

ХОД УРОКА

І. Вступительное слово учителя
Тема сегодняшнего урока очень важна на только потому, что мы изучаем одно из величайших произведений русской литературы, но и потому, что сегодня разговор у нас пойдёт о важнейшей для всего курса литературы теме – теме творчества, творческой личности, вдохновения и гениальности. Какое бы произведение литературы мы не изучали, всякий раз мы сталкиваемся не только с определённым сюжетом, персонажами, идейным содержанием и художественными средствами, но и с личностью автора, всегда присутствующей в его произведениях. Загадки творческой личности всегда волновали людей, заставляя их восторгаться гениальностью, задумываться над чудом её появления, и очень часто, недоумевать, потому что личность художника всегда неординарна и не всегда понятна заурядному человеку.
Пушкина не могли не волновать эти темы хотя бы потому, что он сам был несомненным гением и не мог не осознавать этого. Одним из ярчайших всплесков его гениальности стала и знаменитая «Болдинская осень», о которой мы уже говорили, изучая биографию поэта. Вспомните, что задержанный противохолерными карантинами в своём селе Болдино, разлученный с невестой и друзьями, расстроенный различными семейными неурядицами, Пушкин вдруг переживает неожиданный взлёт вдохновения. Давайте обратимся хотя бы только к списку произведений, написанных осенью 1830 г. в селе Болдино:
- 9 сентября: окончена повесть «Гробовщик»;
- 13 сентября: окончена «Сказка о попе и его работнике Балде»;
- 14 сентября: окончена повесть «Станционный смотритель»;
- 20 сентября: окончена повесть «Барышня-крестьянка»;
- 25 сентября: окончена 8-я глава «Евгения Онегина»;
- 5-10 октября: написана поэма «Домик в Коломне»;
- 12-14 октября: написана повесть «Выстрел»;
- 18 октября: окончена глава «Путешествие Онегина»;
- 20 октября: окончена повесть «Метель»;
- 23 октября: окончена трагедия «Скупой рыцарь»;
- 26 октября: окончена трагедия «Моцарт и Сальери».

«Болдинская осень» продолжалась. Были ещё написаны «Метель» и «История села Горюхино», «Каменный гость», «Пир во время чумы»… Каждое из этих произведений достойно отдельного разговора, но мы сегодня будем говорить об одном из совершеннейших творений Пушкина, и перед началом разговора я хотела бы обратить ваше внимание на те высказывания, которые находятся на доске, так как они должны обозначить основные темы нашего разговора: мы будем разбирать великое произведение «мощного гения» /Белинский/; будем говорить о самостоятельности мышления и попытаемся мыслить сами; постараемся хотя бы приблизиться к «великой тайне» таланта…

ІІ. Беседа по тексту произведения
Ученики отвечают на заранее заданные учителем вопросы, подкрепляя свои ответы цитатами из текста.
1. Можно ли, руководствуясь размышлениями Сальери, найти хотя бы формальное оправдание его злодейству?
2. Любит ли Сальери искусство?
3. О чём говорит трудный путь Сальери в искусство?
4. Способен ли Сальери на самопожертвование во имя искусства?
5. Есть ли в рассуждениях Сальери фразы, под которыми могли бы подписаться и вы?
6. Что говорит о Сальери Моцарт?
7. Что говорит Сальери о Моцарте? Как он к нему относится?
8. Талантлив ли Сальери?
9. Можно ли назвать талантливым Моцарта?
В ходе беседы учитель подталкивает детей к неоднозначности оценок, отказу от категоричности готовых штампов. Сальери – самоотверженный труженик музыки и бесконечно предан ей. Он одновременно и преклоняется перед Моцартом и ненавидит его как человека, способного нарушить её /музыки/ последовательное развитие. Сам Моцарт отзывается о Сальери уважительно, упоминает о его дружбе с Бомарше. Учитель может напомнить детям, что исторический Сальери написал около 40 опер и был учителем Бетховена и Шуберта. Это не просто завистник, его преступное решение выстрадано им, и оно же приводит к гибели его как личности. То, что для Сальери – вечный самоотверженный труд, для Моцарта – жизнь. И, если Сальери можно назвать «талантливым», то к Моцарту применимо понятие «гений».

ІІІ. Беседа – размышление о природе таланта и различии таланта и гения
В начале беседы учитель приводит известное изречение И.Е.Репина о том, что «гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов пота», и спрашивает у учащихся их мнение по поводу этого высказывания. В ходе беседы возникают дополнительные вопросы: что нужно для того, чтобы стать гениальным? Может ли гений быть ленив? Можно ли стать гением, действительно имея лишь один процент таланта?
Один из учащихся, получивших задание заранее, зачитывает подготовленный им реферат, написанный при помощи школьного психолога. В конкретном случае реферат сводится к следующим тезисам:
Талант – это свойство личности, которое можно развить, но которому нельзя научиться, так как это качество врождённое. Гений – высшая степень таланта, которая определяет не только его превосходной степенью, но и обязательно носит эпохальный характер, проецируясь на развитие последующих поколений творческих личностей. Гений носит межнациональный характер, хотя глубоко национален по форме и мироощущению. Истинная гениальность проверяется временем, и, как правило, этот «титул» утверждается последующими поколениями, признанным Учителем, которым он и становится, как, например, Данте, Шекспир, Толстой.
Поблагодарив ученика за проделанную работу, учитель обращает внимание на то обстоятельство, что гениальность весьма часто воспринимается современниками как ненормальность и, собственно, таковой и является, если вдуматься в изначальное значение этого слова. Гений – это человек, который настолько превышает норму /обыденность, заурядность, дюжинность/, что зачастую воспринимается обыденными людьми, живущими в рамках нормы, как сумасшедший и, очевидно, этим объясняется тот факт, что многие из великих людей были клиентами больниц для душевно больных /Врубель, Мопассан, Мусоргский, Ван Гог, Федотов, Батюшков и многие другие/. Гениальность во все времена воспринималась как дар Божий, Печать Божья, но при том и как Обречённость, Крест, который человеку назначено нести. Святые и пророки часто бывали юродивыми и блаженными. Природа гения трудно поддаётся анализу.
Здесь учитель проводит краткое обсуждение ранее просмотренного фильма Формана, где Моцарт также показан человеком не от мира сего и едва ли не юродивым. Может быть, названием фильма стало одно из имён Моцарта, которое в произношении может ассоциироваться с именем одного из библейских демонов – Асмодеем. Но, по Форману, все странности Гения многократно искупаются теми дарами, которые он приносит человечеству, соотношении гения и злодейства, таланта и бездарности /«Фауст» Гете, «Крошка Цахес» Э.Т.Л.Гофмана/.
Однако, учитель также обращает внимание на диалектическое единство, например, образов – антиподов Фауста и Мефистофеля, напоминая, что слова Мефистофеля «Я – часть силы, что вечно зла и вечно совершает благо», взяты М.Булгаковым эпиграфом к «Мастеру и Маргарите».
Далее ребята обращаются к теории и истории литературы, последовательно отвечая на вопросы учителя:
1. Дайте определение термина «трагедия».
2. Какие произведения этого драматического жанра вы уже изучали? / «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Прометей Прикованный» Эсхила, «Гамлет» Шекспира/.
3. Почему мы называем «Моцарт и Сальери» трагедией? /драма оканчивается смертью главного героя, которую мы предвидим, хотя такого эпизода непосредственно в тексте нет, но, кроме этого, само то, что Моцарт гений, уже предопределяет его обречённость и высокую трагичность судьбы. / Продолжая тему, учитель читает стихотворение Н.С.Гумилёва «Волшебная скрипка» и др./.

VI. Мини-сочинение
Учитель: Судьба гениев, действительно, зачастую бывает трагичной. Но и смысл, и цель их существования – нести нам добро и свет. Давайте послушаем свет. / Одна из школьниц, ученица старшего класса музыкальной школы, исполняет на скрипке этюд Моцарта.
Учитель: Только что мы слышали Моцарта, что-то он сказал нам. Попробуйте отразить настроение, которое навеяла вам музыка, в кратком сочинении-эссе. Это может быть пейзажная зарисовка, эпизод из вашего детства, выдуманная история, легенда… Всё, что угодно. Главное, постарайтесь, чтобы в вашем творчестве присутствовал Моцарт. Вам даётся пять минут.
/В фонограмме звучит «Песенка о Моцарте» Булата Окуджавы. Учащиеся пишут мини-сочинение и тут же выборочно (2-4 человека) зачитывает их/.
Учитель: Вы заметили, каким разным оказалось впечатление от музыки Моцарта у наших авторов. Не сомневаюсь, что, прочтя сочинения остальных /а лучшие из них я прочту вам на следующем уроке/, мы обнаружим новые и, может быть, неожиданные грани понимания Моцарта. Гении формируют ноосферу, то есть атмосферу духа и мысли, в которой только и может существовать человечество. Спасибо им, несущим свет!

VII. Подведение итогов
Учитель совместно с учениками подводит итоги урока, останавливаясь на его узловых моментах:
1. Соотношение труда и дарования в творчестве. Необходимость их совокупности при становлении гения.
2. Проблема «гения» и «таланта». Их сходство и их различие.
3. Нравственные проблемы гениальности. Как они решаются у Пушкина, Достоевского /Раскольников/, Булгакова /Мастер – Иешуа – Понырёв/.
4. Великое значение гениев в истории человечества. В заключительном слове учитель говорит о необходимости ценить талант в любом его проявлении, о нашем преклонении перед высшим его проявлением – гениальностью, примеры которой дают нам и Моцарт, и Пушкин, приводит слова Берлиоза: «Сначала я говорил – Я; затем – Я и Моцарт; позже – Моцарт и Я; теперь я робко говорю – Моцарт!».
Ещё раз говоря о «великой тайне» гениальности, учитель обращает внимание на название урока, написанное на доске: «КАКАЯ ТАЙНА ВЛЮБЛЕНА В МЕНЯ?..» /Б.Ахмадулина/, и завершает урок строками из Арсения Тарковского:
Вы, жившие на свете до меня,
Моя броня и кровная родня
От Алигьери до Скиапарелли,
Спасибо вам, вы хорошо горели.

Приложение
В ходе урока были использованы стихотворения:
1). А.Пушкин «Осень» (отрывок)
2). А.Ахматова «Муза»
3). М.Цветаева «Стихи растут…»
4). Б.Ахмадулина «Другое» («Что сделалось»)
5). Н.Турбина «Не пишутся мои стихи…»
6). Н.Гумилёв «Волшебная скрипка».

Кузьмич Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, заведующая научно-методической лаборатории управления учебными заведениями КВУЗ “Херсонская академия непрерывного образования”.


Добавить комментарий


пять + 5 =