Сегодня уникальных пользователей: 0
за все время :
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Новости
КОГДА ДОВОЛЬНО НЕ ТОЛЬКО СЛОВ

30.07.17.

Это капризное всепогодное лето, к счастью для филологов и словесников, приносит хороший книжный урожай. Известное издательство «Эксмо» выпустило новую книгу Ю.В. Щербининой – большого друга УАПРЯЛ, уроженки Чернигова, доктора педагогических наук, профессора кафедры риторики и культуры речи МПГУ.
Многие её печатные работы активно востребованы, а также знамениты оригинальным подходом и в выборе тем, и в их разработке: «Если ребёнок – грубиян», «Пособие по укрощению маленьких вредин. Агрессия. Упрямство. Озорство», «Педагогический дискурс: мыслить – говорить – действовать», «Вербальная агрессия», «Речевая агрессия. Территория вражды», «Речевая защита. Учимся управлять агрессией», «Книга – текст – коммуникация: Словарь-справочник новейших терминов и понятий», «Время библиоскопов: Современность в зеркале книжной культуры» и др.
Эту своеобразную линию продолжает и новая книга. Она называется «Довольно слов. Феномен языка современной российской прозы».
Научных, публицистических и учебно-методических изданий, в которых анализируются лингвостилистические особенности отдельных произведений либо всего творческого наследия известного писателя или поэта, – всегда было много. Как правило, они были посвящены классикам, которые по объективным причинам изображали «дела давно минувших дней», великолепным, но всё же поседевшим языком.
А в этой книге проведён остроумный анализ современных романов, в которых так или иначе обсуждаются проблемы сегодняшней коммуникации и её языковых средств. Всего представлено творчество 16 популярных и живых авторов: Захара Прилепина, Дениса Гуцко, Романа Сенчина, Андрея Рубанова, Владимира Козлова, Алексея Иванова, Виктора Пелевина, Алексея Слаповского, Всеволода Бенигсена, Алексея Мелихова, Михаила Елизарова, Дмитрия Быкова, Павла Крусанова, Александра Иличевского, Валерий Вотрина, Анатолия Рясова. Причём исследовательский текст сочетается с комментариями, которые по поводу его проблематики, специально для этой книги, дали сами анализируемые мастера слова.


По мысли Ю.В. Щербининой, хороший роман или повесть зачастую является зеркалом, которое показывает нам и милые черты, и отталкивающие гримасы современной речи. Иногда это даже картина, на которой можно разглядеть характерные детали сегодняшнего общения, а может быть, увидеть и себя.
«Литературное произведение и языковая реальность взаимодействуют по принципу сообщающихся сосудов. Текст – резервуар, в котором накапливаются наши знания о языке и творчески преобразуется коммуникативный опыт. Знания и опыт «вытекают» обратно в речевую среду: присваиваются читателями, перерабатываются литературной критикой, генерируют новые идеи в обществе. Процесс обмена непрерывен» [с. 11]
Идея гармоничного сопряжения научного анализа активных коммуникативных процессов с их литературно-художественным осмыслениям – перспективна сама по себе. Однако речь в книге идёт не только о языковом инструментарии современного человека. Исследовательница даёт нам возможность посмотреть на общение не в микроскоп, а в телескоп: ощутить всю полноту культурно-речевой ситуации, с привлечением достижений не одной филологии, но ещё философии, психологии, социологии, культурологии…Разговор идёт также о национальной идее, подлинности бытия, магии книги, ловушках общения, обществе потребления, информационном мире…
Вызывает уважение и тот факт, что молодая исследовательница не ограничилась только так называемыми «романами о языке» и «романами с языком», где авторы сами создают целостные, часто спорные филологические концепции и предлагают развёрнутые интерпретации современного языкового существования. Хотя многие их определения весьма красноречивы: запиаренная реальность (Владимир Козлов), гламурдискурс (Виктор Пелевин), Кризис Вербальности (Алексей Иванов).
В книге представлено и осмысление произведений, которые являются яркими иллюстрациями определённых коммуникативных тактик, стратегий и сценариев. Ю.В. Щербинина называет их текстами-отмычками, объяснительными ключами.
Для вузовских преподавателей и школьных учителей имеет существенное значение и то, что большинство разбираемых произведений опубликовано в последние 5 – 10 лет. Значит, они остро актуальны не только в языковом, но и в идейно-событийном отношении. Наконец, это тексты высокого художественного качества и разных литературных школ (традиций).
Работа Ю.В. Щербининой не только даёт нам свежий и качественный материал для лекций и уроков, а ещё и показывает перспективные направления для научных и методических поисков.
Больше об этой книге можно прочитать здесь: https://eksmo.ru/book/dovolno-slov-fenomen-yazyka-sovremennoy-rossiyskoy-prozy-ITD861329/

О.В. Ляшко


Добавить комментарий


+ девять = 14