Русский язык и литература: изучение и преподавание в школе и вузе
В помощь учителю: Паронимы. Словарь паронимов

23.01.15
Опытом делится Светлана Вячеславовна Тимченко,учитель-методист гимназии № 3, г. Днепропетровск. Тема урока “Паронимы. Словарь паронимов”.

Цель:
 усвоение лексического понятия «паронимы»;
 первоначальное формирование умений сопоставлять современное, историческое и контекстное значение слова, определять случаи межъязыковой паронимии;
 отработка навыка работы со словарями;
 обогащение лексического запаса учащихся, расширение их лингвистического кругозора, формирование самоконтроля и повышения культуры речи;
 пробуждение познавательного интереса учеников, желания проверить свою лингвистическую зоркость и языковое чутье; подготовка к олимпиадам и конкурсам;
 формирование медиа компетенции;
 развитие логического мышления, внимания, поисково-исследовательских навыков, творческих способностей.
Далее

Совместный урок по творчеству Марины Цветаевой и Леси Украинки

27.11.14
Предлагаемый Вашему вниманию урок является интересным с точки зрения реализации в педагогической практике метапредметных технологий.
Совместный урок по творчеству Марины Цветаевой и Леси Украинки не является случайным еще и потому, что изучать украинскую культуру, как и украинскую историю, в отрыве от русской, строго изолированно попросту нелепо. Так сложилось исторически, что наши народы на протяжении столетий испытывали сильнейшее взаимное влияние, и это влияние, несомненно, будет продолжаться и в будущем.
Сопоставление биографии и творчества Леси Украинки и Марины Цветаевой было интересным еще и потому, что в нашем сознании, к сожалению, весьма часто подверженном стереотипам, эти две поэтессы как бы не соприкасаются. Марина Цветаева – ярчайшая представительница « серебряного века» русской поэзии, характерный Поэт ХХ века, со всеми присущими ему эмоциональными, психологическими и социальными экстрималиями, и Леся Украинка- « дочка Прометея», социал-демократка по настроению и связям, изрядно заканонизированный классик украинской литературы. Однако, убеждены, что стереотипы при изучении литературы непродуктивны изначально. Авторы урока постарались взглянуть на две эти великие поэтические фигуры свежим взглядом.
Далее

Задания Обучающей открытой олимпиады по русскому языку и литературе

Во вложении – задания и ответы к заданиям Обучающей открытой олимпиады по русскому языку и литературе

Пискорская Ирина Петровна. Интеграция элементов медиаобразования в учебный процесс

08.04.14
«Интеграция элементов медиаобразования в учебный процесс невозможна без постижения основ медиаграмотности, что наиболее целесообразно осуществлять на уроках русского языка и литературы», – так считает учитель высшей категории, старший учитель Херсонского учебно-воспитательного комплекса №56 Пискорская Ирина Петровна.
Сегодня перед учителем стоит непростая задача – найти новые подходы к организации образовательного процесса, основанные на использовании информационных технологий. Формой реализации такого подхода в условиях современной школы выступает медиаурок.
Использование медиасюжетов, медиатекстов способствует развитию умения наблюдать, видеть, анализировать и вербализировать результаты. Материалом для этого могут стать фрагменты научно-популярных, художественных, короткометражных фильмов, музыкальных произведений, телепередач, реклама, обсуждение проблем на сайтах или в блогах. Далее