Русский язык и литература: изучение и преподавание в школе и вузе
УЧЕТ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНОСЛАВЯНСКОЙ АУДИТОРИИ

15.07.17.
Статья опубликована в сборнике «Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания: Сборник научных трудов под общ. ред. Л. А. Кудрявцевой». – К., 2014. Выпуск 8. С. 207 – 212.

УДК 811.161.1″ 373.7
Е. М. Маркова, д. филол. наук, проф.
Университет Св. Кирилла и Мефодия, Трнава (Словакия)

В статье речь идет о разных проявлениях словообразовательной асимметрии славянских (русского, чешского и словацкого) языков: использовании разных праславянских синонимичных корней, разной стилистической характеристике общих аффиксов, омонимии аффиксов, различной продуктивности деривационных моделей, вытеснении и замене отдельных аффиксов в одном из языков при сохранении в других. Будучи специфическими для родственных (славянских) языков, эти явления должны обязательно учитываться при преподавании русского языка в инославянской аудитории.
Ключевые слова: русский язык как инославянский, словообразование, аффиксация, деривационная модель, асимметрия.
Далее

Опыт создания учебных пособий по морфологии современного русского языка для филологических специальностей вузов Казахстана

12.07.17.
Сулейменова Э.Д., Алтынбекова Л.В., Екшембеева Л.В., Сабитова З.К.
Казахский национальный университет имени аль-Фараби

The article researches the problem of adapting a course material of modern Russian morphology to Kazakhstan’s realities according to new approaches of organizing educational activity, and features of functioning of Russian language in Kazakhstan.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, адаптация.

1. Состояние проблемы
В настоящее время идет интенсивный поиск новых форм, методов и средств, направленных не на только приобретение знаний, но на и развитие творческих способностей обучающихся, активизацию их учебной и профессиональной деятельности. Это привело к изменению акцентов в образовательной парадигме: на смену знаниецентрическому, объяснительно-иллюстративному подходу к обучению пришел деятельностный, ориентированный на результат обучения, при котором обучающийся становится активным субъектом учебного процесса.
Назрела необходимость создания новых учебников, отвечающих императивам времени. Это особенно актуально, поскольку стоит проблема дефицита учебной литературы по русской филологии, особенно в региональных (областных) вузах, а также адаптации современной лингвистической информации в процессе профессиональной подготовки студентов-русистов в Казахстане.
Комплект адаптированныхучебных пособий «Морфология современного русского языка» [1] для студентов филологических факультетов вузов РК представляет собой социально адресный учебно-методический комплекс, в который входят учебные пособия, адаптированные к условиям казахстанской образовательной модели высшего профессионального образования с учетом специфики социолингвистической, лингвокультурологической ситуации и практики преподавания морфологии современного русского языка на филологических факультетах.
Далее

«ЖИЗНЬ-БУМЕРАНГ»: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТЕКСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

05.07.17.
Т. А. ЖЕЛЕЗНИКОВА,
учитель высшей категории, учитель-методист УВК № 56 (г. Херсон)

На сегодняшний день умение работать с медиатекстом – задача каждого современного учителя. Восприятие аудиовизуального текста – актуальный вопрос разговора, так как к нему особое отношение, и он имеет свои, только ему присущие, цели, задачи и влияние на молодое поколение. От того, как умеет работать с таким интересным материалом учитель, зависит, насколько высоким будет уровень нравственных ценностей и стабильной психика подрастающего поколения.
Любой фильм – продукт медиа, который способен влиять на формирование морально-эстетических принципов нашего общества, должен использоваться в учебно-воспитательном процессе как мощный фактор, влияющий на создание картины мира учащихся.
Аудиовизуальный медиатекст может помочь или помешать приобщить молодое поколение к той модели морали общества, которая будет способствовать развитию высокой внутренней и внешней культуры, психологии таких человеческих отношений, которые не привели бы к определенным этическим коллапсам внутри общества.
Литература, русский язык – это те школьные предметы, в которых, как никогда, можно использовать возможности медиа для воспитания подрастающего поколения, направления их только формирующихся взглядов на жизнь в правильное русло человеческих взаимоотношений. И на первом месте должен стоять грамотный подход к работе с медиатекстом, что является важным этапом в создании, формировании и развитии медиаграмотности и медиакомпетентности учащихся.
Далее

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КИНО

30.06.17.
Т. А. КУЗЬМИЧ,
канд. пед. наук, преподаватель кафедры теории и методики воспитания Коммунального высшего учебного заведения «Херсонская академия непрерывного образования»

Аннотация. В статье рассматривается психолого-педагогическая ценность кино в контексте научных идей Л. Выготского.
Ключевые слова: кинофильмы, кинопедагогика, социализация, катарсис.

Среди всех видов медиаобразования кинофильмы имеют наибольшую педагогическую ценность. Путем создания динамичного, яркого изображения кинофильмы мобилизируют зрительную и слуховую память, а также вызывают эмоции, что и создает особый психологический эффект в восприятии социума.
«Искусство является культурной формой разрешения (сублимации) нереализованных поведенческих тенденций, идеальным средством очистки (катарсиса) от моральных и эмоциональных конфликтов»1, – писал Л. Выготский. Связь зрительного образа с выразительным словом и музыкой, другими изобразительными средствами киноискусства дает возможность личности испытать духовное очищение – все это влияет на развитие мышления и помогает развитию творческих способностей детей.
Дидактическое преимущество кинофильмов состоит в том, что образы кино подаются в движении и не навязывают зрителю обязательный осмотр объекта в целом, а акцентируют зрительное внимание на наблюдение основного элемента изображения. Поэтому с дидактической точки зрения кинофильм является таким учебным пособием, которое наглядно и привлекательно может рассказать про сложные проблемы, в частности, межличностных отношений.
Использование учебного кино в учебно-воспитательном процессе вызывает усиленный интерес учащихся к предмету и способствует тем самым лучшему усвоению учебного материала, что в значительной степени повышает качество обучения. Изучение учащимися предметов гуманитарного цикла в школе является организованным процессом познания явлений окружающего мира, приобретением опыта, в формировании которого большую роль играют органы чувств. Образы кино, воздействуя на органы чувств, способствуют формированию навыков и умений, вызывают желание работать, помогают учащимся формировать свой чувственный мир.
Далее