Русский язык и литература: изучение и преподавание в школе и вузе
«ЖИЗНЬ-БУМЕРАНГ»: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТЕКСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

05.07.17.
Т. А. ЖЕЛЕЗНИКОВА,
учитель высшей категории, учитель-методист УВК № 56 (г. Херсон)

На сегодняшний день умение работать с медиатекстом – задача каждого современного учителя. Восприятие аудиовизуального текста – актуальный вопрос разговора, так как к нему особое отношение, и он имеет свои, только ему присущие, цели, задачи и влияние на молодое поколение. От того, как умеет работать с таким интересным материалом учитель, зависит, насколько высоким будет уровень нравственных ценностей и стабильной психика подрастающего поколения.
Любой фильм – продукт медиа, который способен влиять на формирование морально-эстетических принципов нашего общества, должен использоваться в учебно-воспитательном процессе как мощный фактор, влияющий на создание картины мира учащихся.
Аудиовизуальный медиатекст может помочь или помешать приобщить молодое поколение к той модели морали общества, которая будет способствовать развитию высокой внутренней и внешней культуры, психологии таких человеческих отношений, которые не привели бы к определенным этическим коллапсам внутри общества.
Литература, русский язык – это те школьные предметы, в которых, как никогда, можно использовать возможности медиа для воспитания подрастающего поколения, направления их только формирующихся взглядов на жизнь в правильное русло человеческих взаимоотношений. И на первом месте должен стоять грамотный подход к работе с медиатекстом, что является важным этапом в создании, формировании и развитии медиаграмотности и медиакомпетентности учащихся.
Далее

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КИНО

30.06.17.
Т. А. КУЗЬМИЧ,
канд. пед. наук, преподаватель кафедры теории и методики воспитания Коммунального высшего учебного заведения «Херсонская академия непрерывного образования»

Аннотация. В статье рассматривается психолого-педагогическая ценность кино в контексте научных идей Л. Выготского.
Ключевые слова: кинофильмы, кинопедагогика, социализация, катарсис.

Среди всех видов медиаобразования кинофильмы имеют наибольшую педагогическую ценность. Путем создания динамичного, яркого изображения кинофильмы мобилизируют зрительную и слуховую память, а также вызывают эмоции, что и создает особый психологический эффект в восприятии социума.
«Искусство является культурной формой разрешения (сублимации) нереализованных поведенческих тенденций, идеальным средством очистки (катарсиса) от моральных и эмоциональных конфликтов»1, – писал Л. Выготский. Связь зрительного образа с выразительным словом и музыкой, другими изобразительными средствами киноискусства дает возможность личности испытать духовное очищение – все это влияет на развитие мышления и помогает развитию творческих способностей детей.
Дидактическое преимущество кинофильмов состоит в том, что образы кино подаются в движении и не навязывают зрителю обязательный осмотр объекта в целом, а акцентируют зрительное внимание на наблюдение основного элемента изображения. Поэтому с дидактической точки зрения кинофильм является таким учебным пособием, которое наглядно и привлекательно может рассказать про сложные проблемы, в частности, межличностных отношений.
Использование учебного кино в учебно-воспитательном процессе вызывает усиленный интерес учащихся к предмету и способствует тем самым лучшему усвоению учебного материала, что в значительной степени повышает качество обучения. Изучение учащимися предметов гуманитарного цикла в школе является организованным процессом познания явлений окружающего мира, приобретением опыта, в формировании которого большую роль играют органы чувств. Образы кино, воздействуя на органы чувств, способствуют формированию навыков и умений, вызывают желание работать, помогают учащимся формировать свой чувственный мир.
Далее

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПСИХИКИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

24.06.17.
Статья опубликована в сборнике «Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания: Сборник научных трудов под общ. ред. Л. А. Кудрявцевой». – К., 2014. Выпуск 8. С. 182 – 187.

УДК 81-11
З. Н. Козаровицкая, канд. филол. наук, доц.
Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, Харьков

В данной статье анализируются возможности развития познавательной функции психики студента при обучении русскому языку. Рассматриваются психологические предпосылки формирования познавательных процессов; различные виды обучения для выбора оптимального развития познавательного интереса; методы и методики, используемые при обучении русскому языку для развития познавательного интереса. В процессе интенсивного обучения иностранных студентов русскому языку преподавателю необходимо в основном опираться на систему жизненных потребностей студентов, связанных с конкретными условиями их учебной деятельности. Учебные действия и операции лишь в этом случае способны возбудить познавательный интерес. Известно, что самоорганизация зависит от общей целенаправленности интересов обучаемого, способностей, установки на будущее.
Ключевые слова: познавательная функция, интенсивные методы, познания, традиционное обучение, монологическая речь, диалогическая речь, мышление, рассуждение, высказывание.
Далее

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

13.06.17.
Статья опубликована в сборнике «Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания: Сборник научных трудов под общ. ред. Л. А. Кудрявцевой». – К., 2014. Выпуск 8. С. 218 – 224.

УДК 0047385:811.161.1
О. К. Романова, канд. филол. наук, доц.
Одесский национальный политехнический университет, Одесса
Г. И. Курова, ст. преп.
Одесский национальный политехнический университет, Одесса

В статье рассматриваются некоторые аспекты деятельности преподавателя РКИ на современном этапе, анализируются области применения ИКТ в учебном процессе и преимущества, предоставляемые внедрением электронных ресурсов для обучения иностранных студентов.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ресурсы Интернета, самостоятельная работа, индивидуализация обучения, межкультурная коммуникация, дискурс, учебные материалы.
Далее