Русский язык и литература: изучение и преподавание в школе и вузе
Божко Н.М. Отдельные проблемы педагогического общения с иностранными студентами в условиях обучения новому языку

31.05.2019.

Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 31-33.

Современная эпоха глобализации демонстрирует полиэтничность и многоязычие, которые стали реальностью практически всех государств. В связи с этим все большее внимание ученых привлекают проблемы обучения иностранным языкам. В настоящее время не подлежит сомнению необходимость изучения иностранного языка одновременно с ознакомлением с культурой, традициями, особенностями национального видения мира не только народа – носителя нового языка, но и представителя народа, который его изучает. В этом процессе принимают участие как сам студент, так и преподаватель, который вводит его в мир нового языка, а, следовательно, в мир иной культуры и мировосприятия.
Межкультурное общение представляет собой процесс коммуникативного взаимодействия между индивидами, являющимися носителями разных культур и имеющими собственный языковой код, конвенции поведения, ценностные установки, обычаи и традиции. Важным моментом в работе преподавателей по достижению успешности обучения студентов-иностранцев в иноязычном и инокультурном окружении является конструктивное педагогическое взаимодействие участников данного процесса. Несмотря на имеющийся достаточно широкий спектр проводимых, например, преподавателями-языковедами исследований в данной области, это продолжает оставаться достаточно проблемной зоной профессионально-педагогической деятельности. Хотя эффективность профессионального и педагогического общения, без сомнения, возросла, реально существующая практика свидетельствует о наличии множества проблем.
Как на начальном, так и на последующем этапах студент-иностранец проходит через достаточно сложные периоды адаптации, среди которых, например: преодоление языкового барьера, вхождение в новую социокультурную среду, освоение новых норм инокультурного/поликультурного окружения, выработка нового стиля поведения в новом социуме, знакомство с основами будущей профессии и др.
Проблемы иностранных учащихся на этапе адаптации связаны также с требованиями высшей школы, с их статусом иностранца в другой стране, с особенностями возрастной психологии, с их национально-психологическими особенностями.
Далее

Деомидов Е.В., Креч Т.В. Риторическое мастерство преподавателя как фактор формирования языковой личности студента

25.03.2019.
Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 77-80.

В современной педагогической науке стала аксиомой зависимость успеха лекционного курса от личности преподавателя.
Обращение к проблеме общей и профессиональной культуры современного преподавателя не в последнюю очередь связано с одним из основных требований Болонского соглашения, которое заключается в постоянном совершенствовании и непрерывной учебе, постоянном приобретении новых знаний и трансформации старых.
Наше исследование имеет чисто прагматический аспект: студенты хотят видеть преподавателя, который, имея должную профессиональную подготовку, обладает целым рядом необходимых качеств, которые в совокупности составляют его профессиональный паспорт, своеобразную профессиограмму. В составлении это профессиограммы активное участие принимали магистры нашего университета, которых мы рассматриваем как первостепенный резерв пополнения профессорско-преподавательского состава университета. В эксперименте активное участие приняли участие преподаватели нашей кафедры С.А. Дытюк, Е.В. Беликова.
Представляя общую характеристику современного преподавателя глазами студента, необходимо отметить те черты, которыми должен обладать современный преподаватель: коммуникабельность, фактическое владение предметом, общая эрудиция, риторическое мастерство, умение владеть собой, средствами невербальной коммуникации, внешний облик, умение владеть вниманием студентов и удерживать его, способность убеждать, умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения, уважительное, доброжелательное отношение к студенту, креативность, современный взгляд на свою дисциплину, тактичность, чувство юмора, интеллигентность, толерантность, требовательность и даже харизматичность. Простое перечисление этих особенностей уже должно стать для каждого из нас первым звоночком, призывающим проанализировать соответствие собственных качеств современным требованиям студентов.
Далее

Беликова Е.В., Дытюк С.А. Специфика и особенности профессиональной компетенции преподавателя языковой подготовки иностранных студентов

09.03.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 322-325.

Успехи в обучении и воспитании учащихся определяются множеством весомых факторов: методика обучения и воспитания, индивидуально-психологические особенности учащихся, уровень их развития. Ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса является личность преподавателя: его научная, методическая и психолого-педагогическая компетентность. «Качество знаний зависит от личности преподавателя, его научного потенциала, культуры, здоровья, эрудиции, неустанного поиска нового, генерации новых идей». [6]
Реализация поставленных перед преподавателем высшей школы задач возможна лишь при достаточном уровне сформированности его профессиональной компетенции, а, учитывая функциональную разноаспектность профессиональной деятельности вузовского преподавателя, следует говорить о целом комплексе компетенций (предметной, психологической, педагогической, методической, профессионально-коммуникативной), которые в сумме обеспечивают готовность преподавателя к решению профессиональных задач.
Актуальную проблему профессионально-значимых качеств педагога исследовали И. Зимняя, И. Зязюн, И. Подласый, В. Сластенин, Е. Климов, М. Харламов и др. Согласно их исследованиям, преподаватель вуза – это личность, которая по
22
содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью универсальных качеств: быть ученым, педагогом-практиком, воспитателем, психологом, владеть технологией учебно-воспитательного процесса и обеспечивать органичное объединение в процессе обучения образовательной, научной и инновационной деятельности. [1; 4; 5; 6]
Далее

Щербаков В.И. Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины «Страноведение» для иностранных студентов начального этапа обучения

28.02.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 329-332.

Сегодня «Украиноведение» выступает как обязательный предмет базового содержания образования. Украиноведение – это система научных интегрированных знаний об Украине и мировое украинство как целостность, как геополитическую реальность. Украиноведение включает в себя страноведение, историю, общество, природу, государственность, язык, культуру, религию.
Содержание и формы обучения украиноведению в различных звеньях образования разные.
На факультете международного образования Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» предмет «Украиноведение» реализуется в учебной дисциплине «Страноведение», которое предназначено для иностранных студентов начального этапа обучения.
Страноведению отводится важная роль в современной методике преподавания иностранных языков. При изучении иностранного языка учащиеся овладевают не только языковыми знаниями, навыками и речевыми умениями, но и знакомятся с географией, историей и культурой страны изучаемого языка.
Страноведение – это элективный курс, в результате которого осуществляется общее знакомство иностранных учащихся с географическим положением, природными условиями и ресурсами, населением, историей и современной действительностью Украины. Дисциплина также предполагает дать общие сведения о государственно-политическом, административно-территориальном и общественном устройстве Украины [1, c. 328].
Далее