Русский язык и литература: изучение и преподавание в школе и вузе
Рыжченко О.С. Использование интерактивной доски в процессе обучения РКИ

18.05.18.
Опубликовано: Міжнародний науково-методичний семінар «Новітні технології у викладанні мов іноземним студентам»: матеріали семінару, м. Харків, 15-16 лютого 2018 року. – Харків: ХНАДУ, 2018. – С.245-248.

Харьковский национальный университет радиоэлектроники
г. Харьков, Украина
e-mail: eradis80@gmail.com

На современном этапе преподавания русского языка как иностранного преподаватель стоит перед выбором наиболее оптимальных средств обучения, которые направлены на быстрое и эффективное усвоение иностранными студентами основных языковых норм. Для этой цели как нельзя лучше подходит использование интерактивных досок и мультимедийных средств, которые позволяют не только разнообразить занятие, сделать его интересным и увлекательным, но и повысить его информативность и мотивацию студентов. Более того, использование новейших технологий в обучении позволяет вывести на новый уровень способы контроля знаний и умений обучающихся. «Развитие информационных технологий открыло новые перспективы для преподавания иностранных языков. Применение этих технологий повышает мотивацию и познавательную активность студентов, интерес к предмету, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, устраняет психологический барьер при использовании иностранного языка как средства общения» [1; 96].
Наличие мультимедийной доски в аудитории позволяет разнообразить все этапы изучения языкового материала. «Основной задачей применения интерактивных мультимедийных технологий в учебном процессе является повышение эффективности преподавания иностранного языка разноуровневым группам учащихся. Такой вид преподавания включает и аккумулирует разнообразные стили и методы обучения, позволяя таким образом осуществлять комплексную форму освоения материала, охватывая все основные варианты подачи информации» [2].
Далее

Оробинская М.В. Использование дискуссии в преподавании РКИ

07.05.18.

Опубликовано: Міжнародний науково-методичний семінар «Новітні технології у викладанні мов іноземним студентам»: матеріали семінару, м. Харків, 15-16 лютого 2018 року. – Харків: ХНАДУ, 2018. – С.197-204.

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
г. Харьков, Украина
e-mail: mariaorobinska@gmail.com

Использование дискуссии в преподавании иностранного языка не ново. Методике применения дискуссионных форм работ на занятиях посвящены многие научно-исследовательские работы.
Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы [4, 15]. Этот способ социального взаимодействия обладает огромным потенциалом в обучении, развитии и воспитании.
Основополагающей составляющей дискуссии является наличие практически и теоретически значимой проблемы для обсуждения (с социальной, культурологической, политической и других точек зрения), но само по себе существование проблемы не обеспечит проведения плодотворной дискуссии [3, 198]. Для того чтобы участвовать в дискуссии, необходимо обладать определенным набором навыков, включающих как интеллектуальные умения, так и навыки речевой деятельности [1, 307].
Отмечают, что обучающий эффект дискуссии детерминируется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.
Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс.
Далее

Бондаренко Л.Н. Проблематика в отборе и оптимизации заданий в курсе русского языка как иностранного

18.04.18.
Статья опубликована: Міжнародний науково-методичний семінар «Новітні технології у викладанні мов іноземним студентам»: матеріали семінару, м. Харків, 15-16 лютого 2018 року. – Харків: ХНАДУ, 2018. – С.56-62.

Во времена существования Советского Союза вся система подготовки студентов-иностранцев была ориентирована не на личность студента, который приехал к нам на обучение, а на общественно-политический и социально-экономический строй страны, которая по государственной линии командировала студента на учебу.
Несмотря на многолетний опыт преподавания русского языка как иностранного, который исчисляется не одним десятком лет, перед
преподавателями-практиками на подготовительных факультетах по-прежнему сохраняет свою актуальность вопрос: на каком практическом материале готовить студентов к будущей учебной деятельности.
Таким образом, основной задачей подготовительных факультетов сегодня должна стать переориентации учебного процесса подготовки зарубежных специалистов. Обучение мы должны строить с учетом мотивационного обеспечения личностных требований каждого конкретного студента.
Далее

Белоброва Т.А. Организация и диагностика учебного процесса в преподавании иностранным студентам

05.04.18.
Опубликовано: Міжнародний науково-методичний семінар «Новітні технології у викладанні мов іноземним студентам»: матеріали семінару, м. Харків, 15-16 лютого 2018 року. – Харків: ХНАДУ, 2018. – С.47-49.

Одесский национальный политехнический университет
г.Одесса, Украина
e-mail: byelobrova@ukr.net

Преподавание в высшем учебном заведении требует постоянного повышения квалификации. Правильность методов, приемов, средств обучения всегда учитывается с выбором темы занятия, его целей, возможностей иностранных студентов, учебно-материальной базы.
В.М.Молофеев, Е.В.Кишкевич в статье «Система подготовки иностранных студентов на факультете доуниверситетского образования» [1] отмечают, что внедрение в учебный процесс инновационных стратегий в организации научно-методической и воспитательной работы, использование современных активных методов обучения формирует интерес, помогает социокультурной адаптации, создает в студенческом коллективе теплую атмосферу сотрудничества [1; 9] .
Важную роль играют личностные качества педагога, его отношение и чуткость к другому человеку, гуманность, оптимизм, справедливость, эмоциональное состояние. В обучении со студентами иностранцами всегда должно проявляться чувство меры, гибкости, недопустимости крайних ситуаций, последовательности, требовательности. Эффективность педагогического процесса напрямую зависит от правильной организации работы преподавателя, его умений объединить и сгруппировать коллектив.
Далее