Методическая копилка
СПЕЦКУРСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

06.08.16
Кафедра русского языка Одесского национального университета имени И. И. Мечникова два года назад разработала систему спецкурсов для иностранных студентов-русистов. Все спецкурсы разработаны преподавателями кафедры и подчинены общей цели совершенствования владения русским языком как иностранным. Особенность данных спецкурсов – непосредственная ориентация на коммуникативный аспект русского языка. Каждый семестр дополнительно к основному курсу современного русского языка иностранные студенты слушают сопровождающий курс.
Далее

В помощь учителю: Паронимы. Словарь паронимов

23.01.15
Опытом делится Светлана Вячеславовна Тимченко,учитель-методист гимназии № 3, г. Днепропетровск. Тема урока “Паронимы. Словарь паронимов”.

Цель:
 усвоение лексического понятия «паронимы»;
 первоначальное формирование умений сопоставлять современное, историческое и контекстное значение слова, определять случаи межъязыковой паронимии;
 отработка навыка работы со словарями;
 обогащение лексического запаса учащихся, расширение их лингвистического кругозора, формирование самоконтроля и повышения культуры речи;
 пробуждение познавательного интереса учеников, желания проверить свою лингвистическую зоркость и языковое чутье; подготовка к олимпиадам и конкурсам;
 формирование медиа компетенции;
 развитие логического мышления, внимания, поисково-исследовательских навыков, творческих способностей.
Далее

Совместный урок по творчеству Марины Цветаевой и Леси Украинки

27.11.14
Предлагаемый Вашему вниманию урок является интересным с точки зрения реализации в педагогической практике метапредметных технологий.
Совместный урок по творчеству Марины Цветаевой и Леси Украинки не является случайным еще и потому, что изучать украинскую культуру, как и украинскую историю, в отрыве от русской, строго изолированно попросту нелепо. Так сложилось исторически, что наши народы на протяжении столетий испытывали сильнейшее взаимное влияние, и это влияние, несомненно, будет продолжаться и в будущем.
Сопоставление биографии и творчества Леси Украинки и Марины Цветаевой было интересным еще и потому, что в нашем сознании, к сожалению, весьма часто подверженном стереотипам, эти две поэтессы как бы не соприкасаются. Марина Цветаева – ярчайшая представительница « серебряного века» русской поэзии, характерный Поэт ХХ века, со всеми присущими ему эмоциональными, психологическими и социальными экстрималиями, и Леся Украинка- « дочка Прометея», социал-демократка по настроению и связям, изрядно заканонизированный классик украинской литературы. Однако, убеждены, что стереотипы при изучении литературы непродуктивны изначально. Авторы урока постарались взглянуть на две эти великие поэтические фигуры свежим взглядом.
Далее

Работа с медиатекстом на уроке русского языка и литературы

03.02.14
Марина Эдуардовна Подгайная,
учитель русского языка и литературы, учитель-методист Херсонской специализированной школы№24, дипломант Всеукраинского конкурса «Учитель года-2013» в номинации «Русский язык», член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России

Сегодня много говорят о том, что урок должен быть современным. При этом каждый, вероятно, вкладывает в слово «современный» то, что максимально характеризует образовательное пространство XXI века – инновации. И это, безусловно, правильно, но не будем забывать, что современный урок – это прежде всего интересный урок.
А когда мы называем урок интересным, за счет каких ресурсов его можно сделать интересным? Известно, что это личность учителя (кто?), материал, с которым он идет на урок (что?), и методы и приемы работы с классом (как?). Из этих трех условий (вопросов), мне кажется, в абсолютной власти учителя третий – как построить урок таким образом, чтобы он привлек внимание подростка, как приковать его взгляд к материалу, который полагается разобрать с детьми сегодня? Если выражение «приковать взгляд» воспринять буквально, то становится понятно: на уроке обязательно должен присутствовать современный визуальный ряд, что позволит учителю говорить со своими учеником на общем языке.
В педагогической прессе много пишут о том, что наши дети практически живут в цифровом пространстве, которое, увы, нельзя охарактеризовать как безукоризненное. Поэтому очень важной представляется работа с привлечением элементов медиапедагогики. Это дает возможность развивать критическое мышление подростков, учит их анализировать, интерпретировать медиатекст и давать ему оценку. Кроме того, медиаобразование позволяет формировать творческие, коммуникативные способности, обучать различным формам самовыражения, что особенно актуально на уроках русского языка и литературы.
Далее