Русский язык и литература: изучение и преподавание в школе и вузе
Беликова Е.В., Дытюк С.А. Специфика и особенности профессиональной компетенции преподавателя языковой подготовки иностранных студентов

09.03.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 322-325.

Успехи в обучении и воспитании учащихся определяются множеством весомых факторов: методика обучения и воспитания, индивидуально-психологические особенности учащихся, уровень их развития. Ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса является личность преподавателя: его научная, методическая и психолого-педагогическая компетентность. «Качество знаний зависит от личности преподавателя, его научного потенциала, культуры, здоровья, эрудиции, неустанного поиска нового, генерации новых идей». [6]
Реализация поставленных перед преподавателем высшей школы задач возможна лишь при достаточном уровне сформированности его профессиональной компетенции, а, учитывая функциональную разноаспектность профессиональной деятельности вузовского преподавателя, следует говорить о целом комплексе компетенций (предметной, психологической, педагогической, методической, профессионально-коммуникативной), которые в сумме обеспечивают готовность преподавателя к решению профессиональных задач.
Актуальную проблему профессионально-значимых качеств педагога исследовали И. Зимняя, И. Зязюн, И. Подласый, В. Сластенин, Е. Климов, М. Харламов и др. Согласно их исследованиям, преподаватель вуза – это личность, которая по
22
содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью универсальных качеств: быть ученым, педагогом-практиком, воспитателем, психологом, владеть технологией учебно-воспитательного процесса и обеспечивать органичное объединение в процессе обучения образовательной, научной и инновационной деятельности. [1; 4; 5; 6]
Далее

Щербаков В.И. Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины «Страноведение» для иностранных студентов начального этапа обучения

28.02.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 329-332.

Сегодня «Украиноведение» выступает как обязательный предмет базового содержания образования. Украиноведение – это система научных интегрированных знаний об Украине и мировое украинство как целостность, как геополитическую реальность. Украиноведение включает в себя страноведение, историю, общество, природу, государственность, язык, культуру, религию.
Содержание и формы обучения украиноведению в различных звеньях образования разные.
На факультете международного образования Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» предмет «Украиноведение» реализуется в учебной дисциплине «Страноведение», которое предназначено для иностранных студентов начального этапа обучения.
Страноведению отводится важная роль в современной методике преподавания иностранных языков. При изучении иностранного языка учащиеся овладевают не только языковыми знаниями, навыками и речевыми умениями, но и знакомятся с географией, историей и культурой страны изучаемого языка.
Страноведение – это элективный курс, в результате которого осуществляется общее знакомство иностранных учащихся с географическим положением, природными условиями и ресурсами, населением, историей и современной действительностью Украины. Дисциплина также предполагает дать общие сведения о государственно-политическом, административно-территориальном и общественном устройстве Украины [1, c. 328].
Далее

Шевченко В. Ф., Полянская И. В., Чернявская С. М. Дидактическое тестирование в аспекте коммуникативно-интенциональной модели изучения украинского/русского языка как иностранного

26.02.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 325-329.

Дидактические или учебные тесты (англ. «test» – испытание) – один из методов контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся, получившие широкое распространение в мировой практике.
В западных странах такие тесты называют тестами успешности обучения [1, с. 70].
Сегодня дидактическое тестирование также широко распространено и в учебных заведениях нашей страны. Оно прочно вошло в систему образования, которое, как известно, призвано расширять рамки представлений об окружающем мире, при этом, не уводя человека в сторону от его собственной личности. Другими словами, к любому явлению следует относиться «отстраненно – принимать его к сведению, но внимательно прислушиваться к голосу своего сердца, всегда иметь свое мнение, не слишком доверяться авторитетам, не создавать себе кумиров, не бояться взламывать стереотипы, не ходить чужими проторёнными тропами – повсюду искать свои пути» [2, с. 285].
Далее

Черногорская Н.Г. Инновационные тренды в методике преподавания РКИ

23.02.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 323-325.

Педагогические технологии представляют собою научно обоснованную и продуктивную совокупность профессионального инструментария, использование которого позволяет преподавателю достигать высокого уровня эффективности в достижении поставленной им цели. Признаком традиционных технологий является организация педагогической работы в системе субъект-объектных отношений, которые устанавливаются между преподавателем и учащимся, доминирующей целью которых является обучение, воспитание и развитие. Инновационные педагогические технологии как целесообразная совокупность педагогических принципов, форм, способов, методов и приемов обучения и воспитания, позволяет формировать и развивать личность учащегося комплексно [1, с.30]. Появление инновационных методических подходов к преподаванию русского языка как иностранного явилось следствием изменения на рубеже последних двадцати лет лингводидактической парадигмы, суть которой отразилась в следующем: «современная методическая система преподавания русского языка как иностранного ориентирует преподавателя не на решение трех отдельных задач (обучения языковой системе и видам речевой деятельности, а также соизучения культуры изучаемого языка), а на достижение единой цели практического курса русского языка как иностранного, которая интегрирует, подчиняет себе эти задачи, но не отменяет или заменяет их» [2,с.12].
На сегодняшний день специфика современных педагогических технологий, которые используются в процессе обучения русскому языку как иностранному, раскрывается в переносе внимания педагога на самого учащегося, т.е. когда именно учащийся становится главной фигурой образовательного процесса. Центр внимания методистов смещается из области преподавания (обучения) в сторону познания (изучения). Много внимания уделяется образовательным технологиям, ориентированным на познавательную деятельность учащегося. Признаком инновационных технологий является организация педагогической работы в системе субъект-объектных отношений. В результате установки этих отношений повышается личная значимость обучающегося в процессе изучения им русского языка как нового; учащемся предоставляется большая свобода в выборе методов и приемов усвоения языка, нахождении индивидуальных способов его изучения; обеспечивается творческая среда обучения.
Далее