Русский язык и литература: изучение и преподавание в школе и вузе
Наталья Островская. Особенности лингводидактического описания вариантности русского языка в рамках теории функционального поля

21.10.17.
Статья опубликована: Язык и литература в контексте межкультурной коммуникации. Материалы научной конференции. / МОН Республики Армения, Ванадзорский госуниверситет. – Ванадзор: Издательский дом СИМ, 2016. – С. 328-339.

Ключевые слова: вариантность, ядро, периферия, контекст, языковая система

Концепция функционально-полевой структуры языковых и речевых явлений в русской лингвистической традиции складывалась постепенно. Интерес к вариантности как к речевой универсалии связан с исследованиями в области функционирования языковых категорий и единиц в рамках различных речевых ситуаций. Получивший развитие в начале 20-г века функционально-полевой подход к исследованию языковых и речевых категорий позволяет значительно расширить круг языковых явлений, включённых в поле вариантности. Так среди элементов поля вариантности могут рассматриваться не только фонетические, морфологические и словообразовательные средства выражения вариантных речевых функций, но и вариантные синтаксические, лексические и контекстуальные явления в области языковых категорий и речевой деятельности. В наших исследованиях мы опираемся на определение функционально-семантического поля, данное А.В.Бондарко, а именно: «ФСП – это базирующаяся на определённой семантической категории группировка грамматических и «строевых» лексических единиц, а также различных комбинированных (лексико-синтаксических и т.п.) средств данного языка, взаимодействующих на основе общности их семантических функций» [6, 11].
Функциональный подход к изучению вариантности языковых явлений позволяет рассматривать функционирование языковых форм в плане широкого охвата языкового материала, как в синхронном или диахронном аспекте изучения одного языка, так и при сопоставительном анализе нескольких языков.

Полностью с текстом статьи можно ознакомиться здесь: СКАЧАТЬ

Софья Бабаян. Императивы, риски и перспективы интернационализации образования

08.10.17.
Статья опубликована: Язык и литература в контексте межкультурной коммуникации. Материалы научной конференции. / МОН Республики Армения, Ванадзорский госуниверситет. – Ванадзор: Издательский дом СИМ, 2016. – С. 246-255.

Ключевые слова: бенчмаркинг, Болонский процесс, Зун-модель, императив, интернационализация, перспективы, риски

Ни один из социальных институтов не претерпевал таких радикальных трансформаций, как система образования. Радикальные реформы начались в конце XX века, когда был констатирован кризис образования во всем мире и на постсоветском пространстве в частности. В многочисленных трудах экспертов и аналитиков было признано, что национальные системы образования далеки от того идеала, который мог бы адекватно отвечать на вызовы и императивы
- глобального мира
- цивилизованной модернизации
- рынка труда с стремительно меняющимися потребностями
Более того, именно пробелами в образовании мотивировался спад экономики в различных сферах. Конечно же, каждая страна прошла свой путь развития, имела свои традиции национальные приоритеты и интересы в области образования, свою специфику. В постсоветских странах кризис в образовании, на наш взгляд, предопределялся резким разрывом между учебной профессиональной деятельностью. Он возник вследствие того, что давно и повсеместно применялась квалифицированная модель обучения. Как известно, этот метод позволяет дать глубокие теоретические знания, определенные навыки и умения, но не дает тех компетенций, которые необходимы выпускнику вуза для быстрой адаптации на рынке труда. Учебная деятельность предполагает набор следующих параметров:
- развитую познавательную мотивацию
- формирование предметных знаний, умений и навыков (поэтому она называется еще ЗУН-моделью
- усвоение статичной учебной информации по множеству дисциплин
- принцип индивидуализации обучения
- пассивную позицию студента, а активность лишь как ответная реакция на управляющее воздействие преподавателя
- применение преимущественно репродуктивных, объяснительно-иллюстративных, информационно-рецептивных методов (преподаватель сообщает, студенты воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию)
Далее

Русский язык в образовательном пространстве Армении

22.09.17.
Матевосян Лианна Бениаминовна
Ереванский государственный университет
lianna.matev@gmail.com
lianna.matevosyan@ysu.am

В статье рассматриваются роль и место русского языка в образовательном пространстве Армении. Русский язык в Армении сегодня назван в одном ряду с иностранными языками, но продолжает оставаться первым среди равных, так как обязательный: его изучают и в школе, и в вузе.
Ключевые слова: русский язык, образовательное пространство, Армения

Далее

В. В. Максимова. РОЛЬ КЛОУЗ-ТЕСТОВ В КОНТРОЛЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

15.09.17.

Статья опубликована в сборнике «Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания: Сборник научных трудов под общ. ред. Л. А. Кудрявцевой». – К., 2014. Выпуск 8. С. 202 – 207.

УДК 811.11+378.147
В статье рассматриваются некоторые наиболее приемлемые возможности использования клоуз-теста при обучении иностранному языку. Детально описываются особенности клоуз-теста как метода контроля. Представлены рекомендации к составлению клоуз-тестов.
Ключевые слова: клоуз-тест, контекстное мышление, контроль.

Традиционные приемы проверки знаний, умений и навыков учащихся, применяемые в учебном процессе, не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к рациональному контролю. Поиск эффективных форм контроля обусловил все возрастающий интерес к методу тестов. Среди тестов, используемых для измерения обученности учащихся по различным предметам, различаются стандартизованные и нестандартизованные (преподавательские) тесты. В методике обучения иностранным языкам стандартизованные языковые тесты обычно составляются довольно многочисленной группой специалистов. Они охватывают, как правило, довольно значительные разделы учебного курса или даже курса в целом и носят комплексный характер.
Преподавательские тесты составляются одним-двумя преподавателями для контроля знаний, умений и навыков учащихся, которых они обучают. Цель применения преподавательских тестов состоит, как правило, в проверке усвоения небольшого фрагмента учебного материала (грамматических тем, лексики нескольких уроков учебника, понимания текстов и т. п.)
Преподавательские тесты имеют свои преимущества, т. к. сравнительно быстро могут реагировать на возникшую в них потребность, в то время как для составления стандартизованного теста необходимо несколько лет.
Таким образом, преподавательские тесты более гибки, учитывают реальную ситуацию, отвечают насущным нуждам обучения и проверки знаний учащихся в конкретных ситуациях.
Далее