Русский язык и литература: изучение и преподавание в школе и вузе
Брик Н. В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

16.06.18.
Опубликовано: МЕТОДОЛОГІЯ ТА ПРАКТИКА ЛІНГВІСТИЧНОЇ ПІДГОТОВКИ ІНОЗЕМНИХ СТУДЕНТІВ: Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції. – ВИПУСК 12. – Харків 2018. – С. 14-19.

В сложившейся на сегодняшний день экономической и политической ситуациях существует высокий уровень конкуренции среди высших учебных заведений нашей страны. От того насколько высокий уровень знаний предоставляет то или иное учебное заведение зависит его конкурентоспособность на рынке предоставления услуг в сфере образования. Для этого необходимо иметь определенную методическую базу; внедрять современные технологии в образовательный процесс; знать о проблемах, которые могут возникнуть на одном из этапов усвоения знаний; учитывать психо-педагогические особенности преподавания дисциплины. В настоящее время передовая методика преподавания языков преследует цель не только научить учащихся владеть языком на практике, но и дать им глубокие знания по овладению языком, которые отвечают современным требованиям.
Методика обучения иностранному языку связана не только с проблемами обучения, но и с воспитательным аспектом, так как процесс обучения невозможен без воспитания. Она также связана и с психологией. Необходимо учитывать особенности памяти, мышления, родного языка учащихся, их возраст для достижения поставленной цели.
Далее

Рыжченко О.С. Использование интерактивной доски в процессе обучения РКИ

18.05.18.
Опубликовано: Міжнародний науково-методичний семінар «Новітні технології у викладанні мов іноземним студентам»: матеріали семінару, м. Харків, 15-16 лютого 2018 року. – Харків: ХНАДУ, 2018. – С.245-248.

Харьковский национальный университет радиоэлектроники
г. Харьков, Украина
e-mail: eradis80@gmail.com

На современном этапе преподавания русского языка как иностранного преподаватель стоит перед выбором наиболее оптимальных средств обучения, которые направлены на быстрое и эффективное усвоение иностранными студентами основных языковых норм. Для этой цели как нельзя лучше подходит использование интерактивных досок и мультимедийных средств, которые позволяют не только разнообразить занятие, сделать его интересным и увлекательным, но и повысить его информативность и мотивацию студентов. Более того, использование новейших технологий в обучении позволяет вывести на новый уровень способы контроля знаний и умений обучающихся. «Развитие информационных технологий открыло новые перспективы для преподавания иностранных языков. Применение этих технологий повышает мотивацию и познавательную активность студентов, интерес к предмету, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, устраняет психологический барьер при использовании иностранного языка как средства общения» [1; 96].
Наличие мультимедийной доски в аудитории позволяет разнообразить все этапы изучения языкового материала. «Основной задачей применения интерактивных мультимедийных технологий в учебном процессе является повышение эффективности преподавания иностранного языка разноуровневым группам учащихся. Такой вид преподавания включает и аккумулирует разнообразные стили и методы обучения, позволяя таким образом осуществлять комплексную форму освоения материала, охватывая все основные варианты подачи информации» [2].
Далее

Оробинская М.В. Использование дискуссии в преподавании РКИ

07.05.18.

Опубликовано: Міжнародний науково-методичний семінар «Новітні технології у викладанні мов іноземним студентам»: матеріали семінару, м. Харків, 15-16 лютого 2018 року. – Харків: ХНАДУ, 2018. – С.197-204.

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
г. Харьков, Украина
e-mail: mariaorobinska@gmail.com

Использование дискуссии в преподавании иностранного языка не ново. Методике применения дискуссионных форм работ на занятиях посвящены многие научно-исследовательские работы.
Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы [4, 15]. Этот способ социального взаимодействия обладает огромным потенциалом в обучении, развитии и воспитании.
Основополагающей составляющей дискуссии является наличие практически и теоретически значимой проблемы для обсуждения (с социальной, культурологической, политической и других точек зрения), но само по себе существование проблемы не обеспечит проведения плодотворной дискуссии [3, 198]. Для того чтобы участвовать в дискуссии, необходимо обладать определенным набором навыков, включающих как интеллектуальные умения, так и навыки речевой деятельности [1, 307].
Отмечают, что обучающий эффект дискуссии детерминируется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.
Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс.
Далее

Бондаренко Л.Н. Проблематика в отборе и оптимизации заданий в курсе русского языка как иностранного

18.04.18.
Статья опубликована: Міжнародний науково-методичний семінар «Новітні технології у викладанні мов іноземним студентам»: матеріали семінару, м. Харків, 15-16 лютого 2018 року. – Харків: ХНАДУ, 2018. – С.56-62.

Во времена существования Советского Союза вся система подготовки студентов-иностранцев была ориентирована не на личность студента, который приехал к нам на обучение, а на общественно-политический и социально-экономический строй страны, которая по государственной линии командировала студента на учебу.
Несмотря на многолетний опыт преподавания русского языка как иностранного, который исчисляется не одним десятком лет, перед
преподавателями-практиками на подготовительных факультетах по-прежнему сохраняет свою актуальность вопрос: на каком практическом материале готовить студентов к будущей учебной деятельности.
Таким образом, основной задачей подготовительных факультетов сегодня должна стать переориентации учебного процесса подготовки зарубежных специалистов. Обучение мы должны строить с учетом мотивационного обеспечения личностных требований каждого конкретного студента.
Далее