Русский язык и литература: изучение и преподавание в школе и вузе
Деомидов Е.В., Креч Т.В. Риторическое мастерство преподавателя как фактор формирования языковой личности студента

25.03.2019.
Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 77-80.

В современной педагогической науке стала аксиомой зависимость успеха лекционного курса от личности преподавателя.
Обращение к проблеме общей и профессиональной культуры современного преподавателя не в последнюю очередь связано с одним из основных требований Болонского соглашения, которое заключается в постоянном совершенствовании и непрерывной учебе, постоянном приобретении новых знаний и трансформации старых.
Наше исследование имеет чисто прагматический аспект: студенты хотят видеть преподавателя, который, имея должную профессиональную подготовку, обладает целым рядом необходимых качеств, которые в совокупности составляют его профессиональный паспорт, своеобразную профессиограмму. В составлении это профессиограммы активное участие принимали магистры нашего университета, которых мы рассматриваем как первостепенный резерв пополнения профессорско-преподавательского состава университета. В эксперименте активное участие приняли участие преподаватели нашей кафедры С.А. Дытюк, Е.В. Беликова.
Представляя общую характеристику современного преподавателя глазами студента, необходимо отметить те черты, которыми должен обладать современный преподаватель: коммуникабельность, фактическое владение предметом, общая эрудиция, риторическое мастерство, умение владеть собой, средствами невербальной коммуникации, внешний облик, умение владеть вниманием студентов и удерживать его, способность убеждать, умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения, уважительное, доброжелательное отношение к студенту, креативность, современный взгляд на свою дисциплину, тактичность, чувство юмора, интеллигентность, толерантность, требовательность и даже харизматичность. Простое перечисление этих особенностей уже должно стать для каждого из нас первым звоночком, призывающим проанализировать соответствие собственных качеств современным требованиям студентов.
Далее

Беликова Е.В., Дытюк С.А. Специфика и особенности профессиональной компетенции преподавателя языковой подготовки иностранных студентов

09.03.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 322-325.

Успехи в обучении и воспитании учащихся определяются множеством весомых факторов: методика обучения и воспитания, индивидуально-психологические особенности учащихся, уровень их развития. Ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса является личность преподавателя: его научная, методическая и психолого-педагогическая компетентность. «Качество знаний зависит от личности преподавателя, его научного потенциала, культуры, здоровья, эрудиции, неустанного поиска нового, генерации новых идей». [6]
Реализация поставленных перед преподавателем высшей школы задач возможна лишь при достаточном уровне сформированности его профессиональной компетенции, а, учитывая функциональную разноаспектность профессиональной деятельности вузовского преподавателя, следует говорить о целом комплексе компетенций (предметной, психологической, педагогической, методической, профессионально-коммуникативной), которые в сумме обеспечивают готовность преподавателя к решению профессиональных задач.
Актуальную проблему профессионально-значимых качеств педагога исследовали И. Зимняя, И. Зязюн, И. Подласый, В. Сластенин, Е. Климов, М. Харламов и др. Согласно их исследованиям, преподаватель вуза – это личность, которая по
22
содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью универсальных качеств: быть ученым, педагогом-практиком, воспитателем, психологом, владеть технологией учебно-воспитательного процесса и обеспечивать органичное объединение в процессе обучения образовательной, научной и инновационной деятельности. [1; 4; 5; 6]
Далее

Щербаков В.И. Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины «Страноведение» для иностранных студентов начального этапа обучения

28.02.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 329-332.

Сегодня «Украиноведение» выступает как обязательный предмет базового содержания образования. Украиноведение – это система научных интегрированных знаний об Украине и мировое украинство как целостность, как геополитическую реальность. Украиноведение включает в себя страноведение, историю, общество, природу, государственность, язык, культуру, религию.
Содержание и формы обучения украиноведению в различных звеньях образования разные.
На факультете международного образования Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» предмет «Украиноведение» реализуется в учебной дисциплине «Страноведение», которое предназначено для иностранных студентов начального этапа обучения.
Страноведению отводится важная роль в современной методике преподавания иностранных языков. При изучении иностранного языка учащиеся овладевают не только языковыми знаниями, навыками и речевыми умениями, но и знакомятся с географией, историей и культурой страны изучаемого языка.
Страноведение – это элективный курс, в результате которого осуществляется общее знакомство иностранных учащихся с географическим положением, природными условиями и ресурсами, населением, историей и современной действительностью Украины. Дисциплина также предполагает дать общие сведения о государственно-политическом, административно-территориальном и общественном устройстве Украины [1, c. 328].
Далее

Шевченко В. Ф., Полянская И. В., Чернявская С. М. Дидактическое тестирование в аспекте коммуникативно-интенциональной модели изучения украинского/русского языка как иностранного

26.02.2019.
Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 325-329.

Дидактические или учебные тесты (англ. «test» – испытание) – один из методов контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся, получившие широкое распространение в мировой практике.
В западных странах такие тесты называют тестами успешности обучения [1, с. 70].
Сегодня дидактическое тестирование также широко распространено и в учебных заведениях нашей страны. Оно прочно вошло в систему образования, которое, как известно, призвано расширять рамки представлений об окружающем мире, при этом, не уводя человека в сторону от его собственной личности. Другими словами, к любому явлению следует относиться «отстраненно – принимать его к сведению, но внимательно прислушиваться к голосу своего сердца, всегда иметь свое мнение, не слишком доверяться авторитетам, не создавать себе кумиров, не бояться взламывать стереотипы, не ходить чужими проторёнными тропами – повсюду искать свои пути» [2, с. 285].
Далее