Сегодня уникальных пользователей: 211
за все время : 3268863
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Новости
Беликова Е.В., Дытюк С.А. Специфика и особенности профессиональной компетенции преподавателя языковой подготовки иностранных студентов

09.03.2019.

Уважаемые коллеги, в учебно-методическом разделе сайта размещена статья: Беликова Е.В., Дытюк С.А. Специфика и особенности профессиональной компетенции преподавателя языковой подготовки иностранных студентов
Из статьи:
“Успехи в обучении и воспитании учащихся определяются множеством весомых факторов: методика обучения и воспитания, индивидуально-психологические особенности учащихся, уровень их развития. Ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса является личность преподавателя: его научная, методическая и психолого-педагогическая компетентность. «Качество знаний зависит от личности преподавателя, его научного потенциала, культуры, здоровья, эрудиции, неустанного поиска нового, генерации новых идей». [6]
Реализация поставленных перед преподавателем высшей школы задач возможна лишь при достаточном уровне сформированности его профессиональной компетенции, а, учитывая функциональную разноаспектность профессиональной деятельности вузовского преподавателя, следует говорить о целом комплексе компетенций (предметной, психологической, педагогической, методической, профессионально-коммуникативной), которые в сумме обеспечивают готовность преподавателя к решению профессиональных задач.
Актуальную проблему профессионально-значимых качеств педагога исследовали И. Зимняя, И. Зязюн, И. Подласый, В. Сластенин, Е. Климов, М. Харламов и др. Согласно их исследованиям, преподаватель вуза – это личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью универсальных качеств: быть ученым, педагогом-практиком, воспитателем, психологом, владеть технологией учебно-воспитательного процесса и обеспечивать органичное объединение в процессе обучения образовательной, научной и инновационной деятельности. [1; 4; 5; 6]
Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизическую и физическую готовность, а с другой стороны – научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма. Система профессионально обусловленных требований к педагогу и составляет профессиограмму преподавателя. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы преподавателя, который позволяет профессиональные требования объединить в три основные группы, взаимосвязанные и дополняющие друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии преподавателя; специальные знания и навыки по предмету [5].
Американские ученые по-разному определяют профессионально компетентного преподавателя – “эффективный”, “превосходный”, “компетентный”, “лучший”, “выдающийся” – и настаивают на разведении понятий “превосходный”, “эффективный” и просто “хороший” преподаватель. В педагогической литературе США, посвященной проблеме профессионализма вузовского преподавателя, исследователи по-разному рассматривают ведущие признаки преподавателя-мастера. Так, К. Фельдман [7] выделяет три группы основополагающих признаков высокопрофессионального преподавателя. Первая группа включает характеристики, связанные с организационными и коммуникативными умениями: – энтузиазм в работе; – ясное, доступное объяснение материала; – глубокое знание предмета; – способность стимулировать интерес студентов. Вторая группа признаков связана с межличностными отношениями преподавателя со студентами и ролью преподавателя в стимулировании познавательной активности студентов: – уважение к студентам; – привлечение их к дискуссии; – частые внеаудиторные контакты со студентами. Последняя группа признаков иллюстрирует конструктивные и проектированные умения преподавателя: – разработка и подготовка курсов; – ясность поставленных перед студентами задач; – объективность в оценке студентов. Рейтинговая оценка личных и профессиональных качеств преподавателя, полученная в результате анализа данных студенческих и преподавательских анкет “Идеальный преподаватель” позволила К. Фельдману сделать вывод о том, что наиболее значимыми признаками эффективного преподавателя являются глубокие знания преподаваемого предмета, умение излагать материал ясно и доступно, стимулировать интерес.”

Полностью с текстом статьи можно ознакомиться здесь: читать


Добавить комментарий


− два = 2